Уже несколько лет пишем о мусорной горе Щелба как экологической угрозе всему городу. Во время дождей она истекает мутной жижей, в жару горит, накрывая Новороссийск диоксинами, народ требует убрать ее куда подальше, а оператор полигона «Терра-Н» заявил о намерении до 2026 года вложить более 220 млн рублей в модернизацию свалки. Свалка-модерн сейчас проходит стадию согласования, и опять со скандалом.
Слушания, на которых не слышат

8 февраля в городе был введен режим ЧС. В школах отменили все, вплоть до государственных экзаменов. Однако так называемым общественным слушаниям ураган не помешал. Видимо, расчет был прост: никто не придет и можно будет написать резолюцию, удобную для реконструкторов мусорного полигона. Однако человек 20 все-таки пришли.
На сцене некие никому не представившиеся люди, не обращая внимания на присутствующих в зале, начали читать какие-то документы. Просьбы представиться были проигнорированы. Общественник Юрий Агачкин, возмущенный наплевательским отношением так называемой «комиссии», здесь же написал заявление в отделение полиции Центрального района:
«Меня, как общественника, внесли в протокол, как лицо, которое заверяет этот протокол от жителей Новороссийска. Неизвестные мне люди захватили микрофон и не дают выступить заместителю главы Роману Бреусу и мне, как общественнику. На мою просьбу представиться неизвестный человек отключил микрофон и удалился из зала, тем самым, сорвав общественные слушания».
Юрист Юрий Агачкин изложил и другие претензии к организации данных слушаний с точки зрения закона: в Постановлении о проведении слушаний не был указан их инициатор. Кто стоял за балаганом, устроенным в МКЦ: адмиинистрация или ООО «Терра-Н»? Журнал для приема замечаний был размещен не в холле административного здания по улице Бирюзова, 6, как того требует решение Думы № 300, а в центральной библиотеке. В Постановлении № 7360 указана только дата проведения общественных слушаний – 8 февраля, а время и место отсутствуют.

В части «замечания и предложения» на все вопросы и требования людей звучал один ответ: «Мы рассмотрим ваше предложение, возможно…» А скорее всего, нет, так как некто, появившиеся ниоткуда и читавшие нечто, скорее всего направят все вопросы в никуда. Тем не менее слушания посчитали состоявшимися.

Уже 13 февраля появилось сообщение Следственного комитета России, в котором говорится: «Местные жители обеспокоены тем, что фильтраты со свалки могут попасть в водоемы, что создаст угрозу экологической обстановке города». Глава Росприроднадзора Светлана Радионова в свою очередь заявила, что «свалка в Новороссийске давно уже исчерпала свою мощность». Но модернизаторы гнут свое.

Власти и представители ООО «Терра-Н» организовали брифинг 3 марта, где прозвучало много вопросов. Отвечал на них в основном заместитель директора предприятия Станислав Петрухин.

Прекрасное далеко

На месте сегодняшнего мусорного полигона «Терра-Н» когда-нибудь посадят деревья и кустарники. Если следовать логике заместителя директора предприятия Станислава Петрухина, то путь к ним начинается как раз с общественных обсуждений реконструкции полигона. Она продлит срок службы свалки, обеспечит возможность принимать отходы из Новороссийска и Геленджика до момента строительства нового полигона. А после реконструкции наступает период рекультивации подобных объектов, заметил Станислав Петрухин, это мировая практика. После реконструкции ориентировочный срок работы объекта – 2027 год. А после него наступит период рекультивации. Вероятно, наступит, уточнил замдиректора полигона.

Но, как заметили журналисты, чтобы провести рекультивацию, надо еще попасть в федеральную программу «Генеральная уборка», тогда на это выделяются государственные средства.

Расширят или нет полигон?

При подготовке генплана Новороссийска «Терра-Н» подала заявку на расширение действующего полигона, сообщила Лариса Пиотровская, замначальника управления архитектуры. Но расширения не будет – так заявлял глава Новороссийска, так заявляли представители «Терра-Н».

На участке, принадлежащем «Терра-Н», планируется достройка двух маленьких карт. На существующем терриконе есть два небольших сочленения, которые в рамках реконструкции можно дозаполнить, чтобы образовать ровной формы террикон и подготовить к рекультивации. Процедура рекультивации предполагает формирование определенной геометрии свалочного тела. Эти две карты общей площадью около двух гектаров и позволят завершить мероприятия по рекультивации. Речь о выходе за пределы существующих земельных участков не идет, подытожил Станислав Петрухин.

В итоге журналистам предложили употреблять вместо понятия «расширение полигона» другое – «увеличение емкости».

Уголовное дело

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту нарушений на мусорном полигоне Новороссийска. Но не в отношении «Терра-Н».

Председатель следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил завести уголовное после сообщения о многочисленных нарушениях на мусорном полигоне «Терра-Н» в Новороссийске. Токсичные вещества оттуда могут навредить экологии, сообщили в информационном центре СК. Но, оказывается, все не так просто.

– В отношении предприятия «Терра-Н» и его должностных лиц никаких уголовных дел нет. Какие-то материалы проверки, если она проводится, имеют свою перспективу, но нам они неизвестны, – заявил на брифинге заместитель директора мусорного полигона «Терра-Н» Станислав Петрухин.

Новороссийцы очень надеются, что следствие будет качественным и беспристрастным. Но вот интересная деталь: в числе совладельцев предприятия значится Сергей Владимирович Синяговский. Эта фамилия, имя, отчество полностью совпадает с ФИО бывшего заместителя начальника Главного следственного управления СКР. Как-то так.

Пластик в контейнерах

Власти отмечают готовность жителей к раздельному сбору мусора. Об этом рассказал Дмитрий Алферов. Фактов, когда целенаправленно или по незнанию кто-то бросает в специальные контейнеры другой мусор, почти нет. Зато жители неоднократно видели, как содержимое желтого и серо-буро-малинового контейнеров сваливают в одну мусорную кучу. Отсюда и убеждение, что сбор пластика в отдельные желтые контейнеры – это профанация. Тем не менее региональным оператором выделены три машины, которые собирают только пластик. Отходы перебираются и отправляются на дальнейшую переработку в зависимости от вида пластика. Компании по переработке есть в Краснодарском крае, Адыгее, Ставрополье.

Полезные элементы, которые поступают с мусором на полигон «Терра-Н», там отделяют и передают организациям, с которые занимаются переработкой. С помощью современного пресса выделенные отходы прессуют в кипы. Производительность мусоросортировочного комплекса составляет 160 тысяч тонн в год. Сортируется до 10 процентов всех отходов – это общероссийский показатель, сообщил Станислав Петрухин.

Коричневая жижа в реке

В очередной раз встал вопрос о том, кто причастен к загрязнению реки Цемес. В ноябре прошлого года члены общественные экологи Татьяна Трибрат и Сергей Стряпухин дошли до истоков реки Цемес в районе Владимировки – вода была темно-коричневого цвета. Они предположили, что виной тому стоки мусорного полигона «Терра-Н». Тревожные сигналы поступали и раньше. В 2019 году уже велось расследование загрязнения реки. Но, согласно официальному заключению, мусорный полигон не причастен к загрязнению Цемеса. А кто тогда?

В Минприроды и в Азово-Черноморскую прокуратуру было направлено сообщение о состоянии водоема. И представители природоохранных ведомств заинтересовались этим фактом. По результатам анализов Минприроды сообщило на запрос Сергея Стряпухина, что в коричневой воде превышена концентрация легко окисляемых веществ, взвешенных веществ, ионов аммония, нефтепродуктов и железа – сплошная органика и мусор. А недавно пришел еще один ответ: определить ущерб, который принесен реке Цемес, не представляется возможным, поскольку специалисты не могут рассчитать объем сбрасываемых родниковых вод. Вот такие кадры работают в Минприроды Краснодарского края.

На брифинге журналисты в очередной раз спрашивали: действительно ли «Терра-Н» не имеет никакого отношения к загрязнению речки? И если да, то Станислава Петрухина просили поклясться на Библии или другой священной книге. Но он оказался некрещеным. И вот что сказал по этому поводу:

– Легенды о стекании фильтрата с полигона в реки Цемес и Озерейку пора оставить в прошлом. В проектной документации общественникам уже представляли заключение Кубанского госуниверситета. Квалифицированные биологи, ученые со степенями описали все территории в районе полигона и те, что к нему прилегают. Грунты в Новороссийске по своим физическим свойствам не позволяют проникать на расстояния, которые отделяют полигон от водоемов. Это около двух километров.

Тут вспоминается еще одно заключение известных ученых кубанского вуза, согласно которому 5 гектаров Цемесской рощи деградируют, и их отдали под трассу Цемдолина – Портовая. А на деле-то там все живое и цветущее.

У общественников есть снимки, которые показывают, что коричневая река стекает с тела полигона в канавки. А потом в селе Васильевка люди видят такие же потоки в ручье. И запах ощущают такой же. Но Станислав Петрухин в загрязнении реки винит других:

– Надо обратить внимание на состояние участков садово-огородных товариществ, которые там находятся. Там люди держат свое подсобное хозяйство, домашних животных. У них есть септики, которые не присоединены к канализации. У русла реки Цемес появились другие хозяйственные объекты. Все это надо проверить.

В течение месяца после общественных обсуждений проектная организация обобщит все вопросы и замечания, далее проект реконструкции свалки будет доработан, его передадут на экспертизы. Их будет две – экологическая и строительная, длятся они около двух месяцев. Если будет выдано положительное решение, начнется реконструкция.

Очень напрягают заявления местной администрации, что альтернативы существующему полигону нет. Нет сегодня, не будет и завтра, а потом город утонет в мусоре? Вопрос надо ставить иначе – почему до сих пор данной свалке не найдена альтернатива, кто в этом виноват и когда вопрос будет решен? И получить развернутый конкретный ответ.

Людмила Шалагина,

Светлана Добрицкая