В самом центре Мысхако, возле ДК, пустовавшая несколько лет площадка обзавелась забором и строительным вагончиком. Жители села бьют во все колокола, пытаясь предотвратить возведение гостиницы, подножьем которой станет мемориальный комплекс.

«Помогите! На костях воинов ВОВ собрались строить гостиницу! Коррупция в Краснодарском крае достигла катастрофических масштабов. Дельцы и толстосумы пилят нашу землю вдоль и поперек. С единственной целью – хапнуть сегодня побольше бабла! И не важно, что идет под распил, земли сельхозназначения или воинские захоронения!
В городе-герое Новороссийск имеется захоронение воинов-малоземельцев, где покоится прах более 4000 защитников. Это село Мысхако почти на берегу моря. И вот наглые дельцы решили в охранной зоне этого мемориала выстроить гостиницу!!!!!! Это воспитание патриотизма по-новороссийски. Богатыри на СВО сейчас мир отстаивают, а дельцы здесь оскверняют останки воинов… Начинают стройку капиталистическими темпами. Под шумок, под праздник.
Ради Бога! Ради всего Святого! Ради памяти воинов! Откликнитесь!
С уважением, Жанна Мингилевич»

Такие письма разлетелись по редакциям газет и телекомпаний. Как выясняется, за несколько последних месяцев общественность поселка обращалась с запросами на информацию в администрацию города, в прокуратуру, в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и, сопоставив все ответы, нашла в них серьезные несостыковки. Вот что написано в обращении к руководителю фракции «Справедливая Россия – За правду», депутату Государственной Думы Сергею Миронову:

«… Просим Вас о помощи, потому что на границе с земельным участком братской могилы был сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:47:0118035:1034 (далее – 1034) с видом разрешенного использования – гостиничное обслуживание. Акцентируем Ваше внимание на том, что никто не знает точных границ братской могилы, ибо экспертизы границ захоронения с эксгумацией не проводилось. Так как в могиле захоронены более 4362 человек, ее площадь не может быть равна площади небольшого участка около 200 кв. м, которым она ограничена на кадастровой карте. Поэтому по факту соседствующий участок – 1034 нельзя не считать продолжением братской могилы. Любое строительство на нем до проведения экспертизы с эксгумацией останков воинов недопустимо, так как может быть вскрыта братская могила, ведь никто не может утверждать, где она заканчивается. В этом случае останки павших героев будут извлечены и выброшены как строительный мусор, что является святотатством, кощунством и преступлением.

Особое внимание привлекает то, что еще летом 2021 года участок находился в муниципальной собственности и был в аренде у частного лица. Неизвестным нам образом он выбыл из муниципальной собственности в частные руки, хотя на нем не было объектов капитального строительства. На наши запросы в прокуратуру г. Новороссийска о том, каким образом участок оказался в частной собственности, мы получили несколько разных по содержанию ответов от АМО Новороссийск (далее – администрация):

— участок был образован путем слияния двух находящихся в частной собственности участков (ответ администрации от 13.09.2022 № 8295-П/22/11501, прилагается);

— участок был образован в результате неоднократных преобразований собственником исходного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0118035:483, который был образован и предоставлен в частную собственность по решению Октябрьского районного суда города Новороссийска (ответ администрации от 22.09.2022 № 08.05-5353/22, прилагается). Но: единственное нами найденное возможное решение суда было в 2014 году, а участок выбыл в 2021 году, поэтому мы предполагаем, что участок выбыл из муниципальной собственности в отсутствие законных оснований, и просим о парламентском контроле над ситуацией (подробнее – в просительной части обращения).

Одновременно считаем незаконными и подлежащими пересмотру границы объекта культурного наследия, братской могилы и его охранной зоны, и просим ходатайствовать об их пересмотре, так как именно незаконные границы позволяют осквернить это священное место…

Утверждаем это по следующим основаниям: 1). …Установлена зона объекта культурного наследия, соответствующая площади памятника воинам-малоземельцам, а не площади братской могилы. 2). Зона памятника не соответствует реальному объекту: памятник в таком виде, как отражен в приказе, существовал до 2020 года. В 2020 г. он был реконструирован, и на территории братской могилы были установлены сорок четыре памятных стелы с 4362 именами захороненных в братской могиле, из-за чего площадь скульптурной композиции увеличилась минимум в три раза. Из-за этого неверно установлена приказом и охранная зона. Согласно ч. 3 ст. 11 закона Краснодарского края от 23.07.2015 №3223-КЗ, она должна быть 40 м от границы территории объекта культурного наследия по всему периметру, и участок 1034, планируемый под гостиницу, почти полностью оказывается в охранной зоне. 3). Ознакомление с актом экспертизы позволяет сделать вывод о том, что фирма – заказчик экспертизы предоставила экспертам заведомо ложные данные, на основании которых эксперты сделали ложные заключения…»

Вряд ли это обращение останется в Госдуме незамеченным, не те сейчас времена. Наша газета намерена следить за развитием событий. Очень интересно узнать, как участок под бывшей столовой агрофирмы «Малая земля» площадью 380 квадратных метров разросся до 2155 квадратных метров. Какие такие многократные преобразования помогли? И главное – кто этот преобразователь?

Ирина Писарева