В прошлом номере «СОВЫ плюс» мы сообщали о путешествии от Белого моря до Черного, в которое отправился на велосипеде известный новороссийский художник Владимир Аксенов. Впечатлений у него столько, что хватит на всех читателей нашей газеты.
Скорым поездом Аксенов выехал 25 мая из Новороссийска, а 28-го был в Архангельске. И вот уже рассказывает нам о начале большого приключения:
- Я поставил перед собой задачу доехать до Архангельска поездом, а оттуда на велосипеде вернуться в Новороссийск. Поезд шел полупустой. Люди заходили, выходили, за окном мелькали города и на глазах менялась природа. До Архангельска я доехал в вагоне один. На перроне меня встретил Михаил, мы познакомились с ним во время восхождения на Эльбрус. Это он пригласил меня в гости. «А из Архангельска на велосипеде домой вернешься», – пошутил он. Меня же эта идея захватила. И вот я ее осуществляю. Прямо с вокзала поехали по городу. И начались чудеса – первый раз в жизни я встречал восход солнца в два часа ночи! Светло как днем. Что меня поразило – в городе практически нет многоэтажных домов. Чье-то мудрое руководство уберегло город от застройки высотными зданиями, и уродливые зубы небоскребов не портят впечатление от исторического центра. Архангельск – первый морской порт в России, основанный еще по Указу Ивана Грозного. В порту у причала стоял ледокол. Таких судов я никогда не видел. Архангельские ледоколы во время экспедиционных рейсов берут на борт туристов, которые включаются в естественную среду – вместе с экипажем прокладывают безопасный путь для караванов с торговыми судами. Интересно было бы услышать шум и треск ломающегося льда. Но у меня в этот раз другие задачи.
- Архангельск – город солидный. Населения приблизительно как в Новороссийске, но люди такие степенные, неспешные. Много исторических зданий ХVII–ХVIII веков, около десятка различных музеев, которые я из-за ограниченности во времени посетить не успел. Побывал только в Малых Корелах – музее деревянного зодчества. Восемь лет сюда свозили деревянные строения со всей Сибири – крестьянские усадьбы и дома, часовни и колокольни, амбары, бани и мельницы. Обслуга музея вся в крестьянской старинной одежде. Разговаривают протяжно, окают. Я окликнул одну из «крестьянок», спросил: вы так специально разговариваете, для образа? А она плавно так пропела: «Нет, батюшко, мы так всегда разговариваем». И окликнула отошедшую девочку: «Доцька, пошшо отошла?» Представляете, я услышал настоящую поморску говОрю, язык варягов-руси и древних былин. Они его сохранили.
Мишина жена Ирина оказалась настоящей поморкой, более того, жонкой-сказительницей. Жонка у поморов – женщина. Весь вечер внимал ее сказкам и старинным песням, и получил огромное удовольствие. А как услышал, что в девичестве она была Аксеновой, прям возбудился: может, и во мне есть поморская кровь?
За пару дней все не обойдешь, но впечатление яркое.
Итак, пора в путь.
Много я с собой не беру: палатка, вещи на случай холодной погоды, медпакет – все компактно лежит на заднем колесе. Впереди тысячи километров как хороших, так и плохих дорог. Пока с погодой все в порядке. Задача – пройти маршрут, по возможности избегая посторонней помощи, не считая пояснений от местных жителей и помощи при переправах через реки. В день планирую проезжать 100 и более километров. Но торопиться не буду. Дам волю любопытству и буду заезжать в интересные места. От ночи я не завишу, здесь круглые сутки светло.
Первый привал в Холмогорах, в низовье Северной Двины. Древнейшее русское поселение на Беломорском Севере. Основано в 1137 году. Вообще даты оснований северных поселков поражают. Такая древность! Правда, ни холмов, ни гор здесь нет. Помните, был такой фильм «Сережа», Бондарчук там играл. Так вот, в этом фильме мальчик постоянно повторял: «Мы едем в Холмогоры? Мы едем в Холмогоры?» Благодаря этому фильму сложилось романтичное впечатление о Холмогорах. И впрямь, красота нереальная – зачарованный северный край. Просторы. Считается, что Ломоносов родился в Холмогорах, но это не так. Великий ученый родился в одной из деревень Курострова – большого острова на реке. Одна из них – Ломоносово, где находится дом-музей русского гения. Попасть туда можно только на пароме. Пока любовался природой, паром прошел мимо меня. Не судьба. Первая ночевка здесь, на берегу Двины.
От Холмогор выезжаю на московскую трассу. После тряских щебенистых дорог восточного берега Двины хороший асфальт воспринимается как подарок судьбы. Но и движение оживленнее, а водители не всегда уважают велосипедиста. Дорога то приближается к Двине, то отдаляется. В просвете между деревьями мелькают редкие деревянные строения, маковки часовен. Еду на Ракулу. Оказалось, что Ракула – это не село, а группа деревень. На карте они обозначены своими «мелкими» именами. Такие вот загадки топонимики на Севере. Запросто можно проехать мимо интересного места только потому, что название в путеводителе, как правило, традиционное и не совпадает с «почтовым» названием на карте.
Решил мотануть лишних 25 километров, чтобы попасть в Антониево-Сийский монастырь, где планирую переночевать. В монастыре меня встретил батюшка и на вопрос, где можно переночевать, указал на три деревянные площадки, видимо сбитые для палаток. Но предупредил, что палатку ставить не советует, от клещей площадки не обработаны. Так как больше он мне ничего не предложил, я переехал по перешейку реки на другой берег залива и обомлел – какая красота! И все это в одном месте. Люди привыкли и даже не понимают, в какой невероятной красоте живут. Вот такой он, Север, очень колоритный.
Вернулся в деревушку и переночевал в огороде у одного дядьки. Люди добрые, приветливые. Приглашали в дом, но я отказался. Наутро соседка по огороду предложила мне покататься на лодке. Удовольствие бешеное. Нисколько не пожалел, что сделал такой крюк.
Дальше дорога лежит на Плесецк. Городишко ни о чем, так что купил там продуктов и поставил палатку в лесу. Клещей тьма, но я обработал одежду специальным спреем, думаю, им не понравится. Только поставил палатку и вскипятил чай, как начался дождь. В палатке сухо, жую колбасу и запиваю горячим чаем. Рай. За день проехал 106 км.
Утром выдвигаюсь на Каргополь.
Записала Людмила Шалагина
Свежие комментарии