Сочи богат культурными объектами, многие из которых появились на свет раньше нас и хоть раз уже попадали в поле зрения. А вот в музеях нового формата за время путешествий по городам межрегионального туристического маршрута «Золотое кольцо Боспорского царства» мы еще не бывали. Музей археологии на набережной курорта Роза Хутор открылся всего три года назад.

– Роза Хутор – первый в мире горнолыжный курорт, который имеет собственный музей. Все артефакты, представленные здесь, были найдены в ходе строительства олимпийских объектов. Еще 30 лет назад эти места были совершенно не изучены. Перед большой стройкой пригласили археологов, чтобы они «копнули историю»: какие события были здесь до Кавказской войны, какие племена населяли эти места, каков вклад греков и эстонцев. Об этом и рассказывает наш музей. Представлены шесть эпох от создания Кавказских гор и до того момента, когда населенный пункт стал называться Роза Хутор, а догадок на этот счет много, – просвещала нас экскурсовод Ксения Живаева.

Расскажете нам, почему такое название?

– После Кавказской войны здесь были пустые земли. По программе переселения сюда перебрались семьи эстонцев, основали поселок Эсто-Садок. Среди них был Адул Рооза, лесник, предпочитающий уединенный образ жизни. Территория хребта Аибга долгое время ассоциировалась именно с ним. Он прожил долгую жизнь, пользовался авторитетом среди европейцев и горцев, к нему приезжали за советом, поэтому его имя закрепилось за этим местом. Маркетологи убрали одну букву из фамилии, и получилось красивое название для курорта.

Ксения, как воспринимают гости музея интерактивный формат? Дело в том, что власти Новороссийска уже несколько лет обещают городу нечто подобное…

– За всех посетителей не скажу, но дети и молодежь в восторге. Мы ломаем стереотипы о скучном музее, где только экспонаты и спящая бабушка-смотритель в углу. Специально для нашего музея создано интерактивное приложение, которое оживляет изображения, артефакты можно посмотреть в 3D-модели, аудиогид расскажет историю экспоната. А еще у нас есть археологический мастер-класс для детей 7-12 лет, позволяющий побыть, к примеру, первобытным человеком: сделать каменное рубило, сшить одежду из шкуры, нанести наскальные рисунки. Есть археологические приключения зимнего и летнего формата. Есть своя песочница, где мы закапываем какие-то артефакты, кости, а дети их находят и гадают, кто это может быть.

В каждом музее есть редкость, какой может похвастаться только он. В вашем случае это что?

– У нас есть череп пещерного медведя, которому 15 тысяч лет. Кавказский мишка вообще очень популярный здесь персонаж. У нас есть уникальная сабля 14-16 века. У горцев, как вы знаете, был культ оружия, с которым их и хоронили. В средние века многие некрополи были разграблены, сабли и кинжалы разошлись по частным коллекциям. А эту саблю по большой случайности при строительстве олимпийских объектов вымыло в нашу бурлящую реку Мзымту, нашел ее рыбак и презентовал нашему музею. А вот чан для языческих жертвоприношений, который передавался из поколения в поколение. Зарезать кролика в дар богам было здесь очень актуально.

Судя по отзывам, некоторые гости считают, что артефактов маловато у вас.

– Находки с раскопок хранятся сейчас в Сочинском государственном институте, они уже года четыре проверяются на подлинность, и исследования еще не закончены. Так что в перспективе мы еще обогатимся. Зато у нас есть уникальная книга «Воспоминания кавказского офицера», реальная и интерактивная. 150 лет назад во время войны сюда вообще не ступала нога русского человека, Федор Федорович Торнау, с которым вы тут можете рядышком постоять и даже сфотографироваться, перевоплотился в местного горца и рискнул участвовать в боевых действиях вместе с аборигенами. В поход он отправился в возрасте 24 лет, обычаев не знал, многого не умел, но облажаться было нельзя, поэтому пришлось проявлять чудеса храбрости и смекалки. Приключения у него были такие, что можно снять сногсшибательное кино – даже в плену два года был! Потом выбрался и написал воспоминания, первым делом описал эти места, нравы горцев, что они ели-пили, как воспитывали детей. Его образами вдохновлялся сам Лев Толстой.

На память о музее, где «история оживает», мы купили редкую книгу воспоминаний барона Торнау. В начало вынесено высказывание, которое в 2022 году звучит более чем актуально: «Никогда войны не любил, и считаю ее глубоким злом, неотвратимым однако пока человечество не освободится от гнета жалкого невежества искони веков враждующего против правды и справедливости. До той поры одна сила способна приводить людей в рассудок и сберегать между ними принужденный порядок, или служить к их крайнему унижению, если завладел ею бездушный честолюбец. А отдал я себя на службу этой силы не ради удовольствия глядеть как бьют людей, а с желанием, в числе других, упорствовать против существующего зла и на защиту своего родного края пожертвовать и мою лепту пота и крови…»

Ирина Писарева