Когда путешествуешь по крымским городам, вошедшим в «Золотое кольцо Боспорского царства», самое правильное решение – оставить напоследок посещение Керчи, которая много веков назад звалась Пантикапеем. Это блистательная столица Боспора, город царей.

Чтобы понять все великолепие Пантикапея, надо посетить главный античный музей России. Называется он длинно и сложно: ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», но по обилию экспонатов просто удивителен. Выходишь из него – и совсем иначе смотришь на самый древний город России. Экскурсию для нас провел Артем Шевкопляс, научный сотрудник научно-исследовательского отдела.

Как все начиналось

Если верить отцу истории Геродоту, примерно в 8-м веке до нашей эры начался мощный процесс, получивший название Великой греческой колонизации. Греки покидают родные края и расселяются по побережью Средиземного и Черного морей. Не позднее 7-го века они достигают Боспора Киммерийского (Керченского пролива). На территории современной Керчи греки основывают вначале временное, а потом постоянное поселение для торговли со скифской знатью.

О связях колонии с метрополией рассказывает один из экспонатов Восточно-Крымского музея-заповедника. Это датированная 6-м веком до нашей эры гидрия – сосуд для воды, привезенный из Милета. Выходцы из этого города во время Великой греческой колонизации, по оценкам древних авторов, основали от 70 до 90 поселений, на Керченском полуострове это Пантикапей, Нимфей, Мирмекий, Тиритака, Порфий, Парфений и другие. Есть мнение, что землю под Пантикапей греческие переселенцы выкупили у скифского вождя. Все античные поселения сейчас находятся в центре современной Керчи. Это так называемое ожерелье малых городов Боспора.

Долгое время исследователи не могли узнать, где та локация, то место, откуда Пантикапей начал разрастаться и превратился в мегаполис. Это удалось выяснить благодаря Боспорской археологической экспедиции музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина под руководством Владимира Толстикова.

Толстиков на новом Митридатском раскопе обнаружил остатки строений, обнесенных оборонительной стеной 2,5 метра толщиной. То есть, греческие поселенцы предполагали, что им придется обороняться от скифов, несмотря на то, что те продали им «участок под строительство». Стычки между греками и скифами случались, что подтверждается почти полутораметровым слоем остатков от древнего пожара. В нем обнаружены десятки стрел воинственного кочевого народа с признаками деформации. Толстиков полагает, что город пережил военную катастрофу и в 6 веке до нашей эры по сути отстраивался заново. За него держались, за него сражались и через 50 лет после основания восстановили из руин.

В 2017 году ученый совет Института археологии РАН сделал заявление, что Керчь является самым древним городом на территории России. Толстиков обозначает диапазон основания Пантикапея: 610 – 595 годы до нашей эры. Руководитель Боспорской экспедиции упоминал о том, что среди найденной керамики встречается произведенная и в 8-м веке до нашей эры.

Изначально античные малые города на Керченском полуострове были автономными, но в 410 году до нашей эры объединились в могущественное Боспорское царство со столицей Пантикапей. Акрополь – укрепленная верхняя часть города – располагался на холме Митридат. Царство было создано династией Архенактидов, они правили 42 года. В 438 году до нашей эры на смену Архенактидам, вероятно, в результате государственного переворота, приходит Спарток I. Он становится основателем династии Спартокидов, которая правила около 300 лет, и это было время расцвета Боспора.

Зерно и осетр – на монетах

Основой боспорского хозяйства было земледелие. Тут выращивали пшеницу, просо, ячмень. На витринах музея можно увидеть элементы плуга и обуглившиеся зерна с древнего пожарища, им несколько тысяч лет. Сеяли пшеницу в загородных усадьбах Пантикапея. Для хлебопашества использовался труд рабов. Ежегодно из Боспора в Афины поставлялось около 17 тысяч тонн зерна. За это афиняне прославляли боспорских правителей в своих декретах. Пшеница присутствовала на монетах Боспора – на некоторых чеканился грифон, шагающий по хлебному колосу. Это символ источника богатства Боспорского царства.

В Киммерийском – Керченском проливе можно было поймать осетров величиной с дельфина. Осетр тоже чеканился на монетах Пантикапея. Здесь водилась султанка, хамса, сельдь, и рыбный промысел занимал особое место. Крючки изготавливали из медной либо бронзовой проволоки. Сети оснащали различными грузилами, пирамидальными и дисковидными, использовали и ручки разбитых амфор.

К столу рыбу подавали в специальных блюдах с углублениями в центре. Туда заливался знаменитый соус гарун. Его рецепт Артем Шевкопляс не может в точности передать, но по сути это «поржавевшая» рыба, начинающая портиться, чаще всего хамса, которая смешивалась с пряностями. Массу выставляли на несколько недель на солнце. Соус считался деликатесом.

Пили и не пьянели

Из Греции на Керченский полуостров пришло виноделие. Его покровителем считался Дионис. Бога часто изображали с ритуальным сосудом в руке – ритоном. Нижнюю его часть выполняли в виде головы какого-нибудь животного. В музее представлен ритон в виде бараньей головы.

Всем известно, что греки в чистом виде вино не пили, а разбавляли его водой. Причем канонических пропорций не существовало. Например, поэт Гесиод рекомендовал смешивать вино с водой один к трем. Ученые предполагают, что такое смешивание было нужно для обеззараживания воды. Опьянение же считалось постыдным. Чтобы не допустить пьянства среди сородичей, пересказывали историю Геродота о скифском царе, будто бы он пил вино неразабавленным, от этого сошел с ума и умер.

Колонисты умели работать с различными материалами. Добывали на Керченском полуострове руду и плавили из нее железо. Из металла изготавливали не только орудия труда, наконечники для стрел, оружие, но и приятные мелочи – пряжки, фибулы (аналог современных булавок), ключи и многое другое. Из кости мастерили вилочки, ложечки, накладки на саркофаги и мебель. Из дерева строили корабли, делали мебель, саркофаги, гребни, шкатулки, в которых красавицы хранили косметику.

Строили по «типовым» проектам

Гончарный круг известен на Боспоре с шестого века до нашей эры. Из глины здесь делали посуду, светильники, декоративные и архитектурные элементы. В общем, гончары были задействованы и в строительстве. При возведении зданий в Пантикапее придерживались ордерной архитектуры – следовали четкой системе, определенному порядку. Греки рассчитали идеальные пропорции строений, ими и руководствовались в Боспоре. Горожанам предлагались для строительства, как сказали бы теперь, типовые проекты.

Крыши зданий покрывались черепицей, на которой ставилось царское клеймо. Курировал эту отрасль сам правитель. Соединялась черепичная кровля с помощью керамических элементов – калиптеров. Они же зачастую выполняли роль оберегов. В музее можно увидеть такой калиптер в виде Медузы Горгоны. Греки считали, что она каким-то образом защищала жилище.

По принципам ордерной архитектуры возводились и храмы, и общественные здания. Примерно в пятом веке до нашей эры в Пантикапее был построен храм Аполлона в ионическом ордере. Это классическое сооружение с внешней колоннадой. В музее есть различные «верхушки» колонн – дорические, ионические, коринфские капители.

На Керченском полуострове, кроме Пантикапея, располагались малые города Боспора. Особые музейные витрины отданы находкам с городища Тиритака (примерно 10 км от столицы). Там обнаружено большое количество рыбозасолочных ванн. Рядом находки с Азовского побережья, где находились загородные усадьбы греков. Там жили люди попроще. В отличие от знатных пантикапейцев, столы которых украшала привозная чернолаковая посуда, здесь утварь примитивная, посуда сделана небрежно, часто без использования гончарного круга.

Спортсменов почитали и прославляли

Особая каста в Боспорском царстве – профессиональные спортсмены. В Греции и, соответственно, в городах-колониях был культ здорового тела. За победы получали высокие награды, как бы теперь сказали, определенные льготы и почет. Атлетическое искусство было даже семейным делом.

Спортсмены занимались бегом, метанием диска, самое большое внимание они уделяли борьбе. Перед началом состязания из сосуда, который называется «алабастр», смазывали тело маслом, что затрудняло противнику захват. После поединка налипшую грязь снимали с помощью особого скребка. Эти спортивные атрибуты можно увидеть в музее. В Боспорском царстве, в различных его частях, устраивали подобие олимпиад. Об этом свидетельствует мраморная стела, на которой высекали имена победителей. В керченский музей такую стелу привезли из Анапы, вернее из Горгиппии, которая тоже входила в Боспорское царство. Здесь представлен и превосходно сохранившийся саркофаг из кипариса, сделан он без единого гвоздя. Ему два тысячелетия. В саркофаге был скелет мужчины довольно внушительной комплекции: определенно, при жизни он был спортсменом, на это указывает и прилагавшийся скребок.

Курганы и саркофаги

В Греции умерших кремировали и укладывали прах в урны-оссуарии. Но в колониях Крыма появились иные обычаи. В зависимости от происхождения покойников хоронили либо в могилах, либо в подкурганных склепах. Что это такое? Еще при жизни человека возводилась гробница, после смерти производилось захоронение. Гробница запечатывалась и сверху засыпалась землей. Чем авторитетней был боспорянин при жизни, тем масштабней насыпь. Курганы – это скифская традиция, следование ей со стороны греков – дань уважения соседям. Но боспоряне внесли в похоронные традиции свои «изюминки» – они сооружали под курганами уступчатые склепы. Самый известный из них – царский курган, который был открыт в 1837 году. В первых веках нашей эры на Боспоре стали использовать надгробия с бюстами. Они не повторяли точный облик покойных, главная их цель – указать пол умершего.

В захоронениях городища Илурат античного периода специалисты при раскопках стали отмечать сарматские признаки, например, лощеная посуда с ручками в виде животных. Животные, по представлению сарматов, могли защитить пищу от попыток отравления. Отличительными признаками сарматов были деформированные черепа. Зачем они так упражнялись со своими головами, ученые могут только предполагать.

На камнях писали, как поклоняться богам

Собрание каменных древностей – тоже часть Восточно-Крымского музея-заповедника. По количеству экспонатов он на втором месте в мире после Афин.

Керченский полуостров богат камнем, который можно превращать в самые разные вещи – стены, стелы, алтари, жертвенники. Такого изобилия не было в соседних античных городах, к примеру, в Фанагории.

Один из залов лапидария полностью посвящен столице Боспора. В нем представлены находки с холма Митридат, где находилась деловая часть города. Это не только части зданий, колонны различных видов, перекрытия и балки. Есть, например, стела с «инструкцией», как проводить религиозные мистерии. Для поклонения каждому божеству необходимо было соблюдать определенный порядок, он и расписан на камне. Почти все боспоряне умели читать на древнегреческом языке и знали традиции.

На территории Керченского полуострова был свой античный театр, единственный известный исследователям в Восточном Крыму. В лапидарии хранится фрагмент каменного кресла. А сохранившееся мраморное театральное кресло передано в Эрмитаж.

Каменные плиты разного размера с надписями – проксенические декреты. Это документы, имеющие юридическую силу. Они ставились рядом с храмом и позволяли производить какой-то обмен или торговлю. Например, торговец из Гераклеи прибыл в Пантикапей, чтобы торговать вином, но не хотел платить налог. Он должен был договориться об этом с властями. Если переговоры заканчивались успешно, то появлялся такой проксенический декрет.

В центре Пантикапея были обнаружены посвящения в честь богов и царей. Также богатые боспоряне могли себе позволить ставить статуи богам. Самих статуй в лапидарии нет, только постаменты с углублениями для ног. Камень для них привезен из материковой Греции.

В музее множество каменных надгробий. Благодаря им потомки узнают, как греки жили в боспорское время. Ведь на надгробьях изображены бытовые сцены, сюжеты из жизни покойных. На одной из плит изображен всадник, который отправляется в загробный мир со своим слугой-оруженосцем. Фигурка слуги намного меньше, чем фигура господина, потому что именно такими изображали людей, имеющих более низкое социальное положение. Или вот изображение мореплавателя на характерном греческом судне-триере. На каждой погребальной стеле выбито имя умершего и обязательное слово «хайре». Оно обозначает «здравствуй и прощай». Греки приходили общаться со своими умершими родственниками на их могилы. Все лица на каменных изображениях «смотрят» на посетителей.

Особый вид гробниц – кенатафы. Они были пустыми. Их использовали, когда человек заканчивал жизнь вдалеке от родных мест – погибал на чужбине во время войны или тонул во время кораблекрушений. Когда родные узнавали о его смерти, то изготавливали саркофаг, клали туда все, что нужно для путешествия в загробный мир, и хоронили.

Уникальная надгробная плита, относящаяся к 4-му веку до нашей эры, была найдена при раскопках кургана в Керчи. Изображение несет большую смысловую нагрузк: в центре храма – богиня на повозке, запряженной квадригой (четверкой) лошадей. Навстречу ей скачет человек, воин по внешнему виду. Богиня держит в руке круглый сосуд или гранат, который считается фруктом загробного мира. Так богиня Персефона съела семь гранатовых зерен и попала в Аид, царство мертвых. Богиня предлагает всаднику свои дары, чтобы он мог отправиться в загробный мир. Если это не гранат, а сосуд, то возможно, он наполнен водой из реки забвения Леты. Из нее мертвым необходимо напиться, чтобы забыть о земном существовании.

Для того, чтобы человек хорошо себя чувствовал в мире ином, надо было задобрить подземных божеств. Для этого изготавливались жертвенники – эсхабы, которые наполнялись пищей или кровью животных. Вообще эллинская античная философия объясняла, что жизнь человека циклична, после земного существования он отправляется в лучший мир, где будет существовать вечно. Это столь же естественно, как приход осени вслед за летом. А смена времен года связывалась с богиней плодородия Деметрой. Археологи предполагают, что нашли захоронение жрицы этой богини. Внутри склепа обнаружен головной убор, схожий с тем, в котором изображали Деметру, богатые украшения – серьги, массивные браслеты, перстни. Все это могла позволить себе только знатная боспорянка. Простая женщина не смогла бы забрать с собой в загробный мир столько роскоши. Вместе с богатой покойницей похоронена, видимо, ее служанка. В древности слуги обязаны были сопровождать своих хозяев в загробный мир. По собственному согласию они либо пили яд, либо соглашались на удушение, но всегда уход был осознанным.

В лапидарии можно увидеть и современные статуи боспорян – их восстановили ученые. Ну, прекрасная половина была действительно прекрасна, а мужчины бородаты и брутальны. Одежду изготавливали в основном из войлока и шерсти, цвета коричневые, бледно-бордовые, фисташковые – такой античный экостиль.

Керчь во все времена была знаковым пунктом на торговых путях, узлом Великого шелкового пути. От встречных потоков народов здесь остались самые различные памятники, и многие из них можно увидеть в лапидарии.

Что еще надо знать о Керчи?

Керчане чтят Поля Дюбрюкса, одного из самых известных горожан. Поль Дюбрюкс – просветитель, общественный деятель, он был из тех, кому больше всех надо в хорошем смысле слова. Француз по происхождению, сотрудник местной таможни передал свою богатую коллекцию древностей для создания музея, который был основан в 1826 году. Но вначале он ее собрал. Поль Дюбрюкс свое свободное время посвящал прогулкам по окрестностям Керчи. Ходил с тростью в руках и искал предметы, которые, по его мнению, могли представлять интерес для истории.

Деятельное участие в создании первого музея принимал Иван Алексеевич Стемпковский, адъютант герцога Ришелье, основателя Одессы. С 1828 года он Керчь-Еникальский градоначальник. На этом поприще был всего четыре года, сделал для города очень много, и за заслуги его похоронили на самом высоком холме, который сейчас носит название Митридат. Над его могилой возведена часовня.

хххххх

Нога человека ступила на Керченский полуостров почти миллион лет назад, в эпоху палеолита. Это подтверждают находки, сделанные в 2020 году. В то время предки человека занимались загонной охотой на крупных животных. В том числе, здесь охотились на мамонтов. В музее хранится зуб мамонта, он найден в современной Керчи.

хххххх

Золотая кладовая музея, куда нам удалось попасть, – это не только античное золото, это крымское золото всех времен и народов, византийское и татарское и что-то средневековое. Настоящие сокровища в виде монет, перстней, браслетов, мудрено украшенных кинжалов и сабель. Сюда попадали монеты из кладов. Больше всего в кладовой боспорских и скифских экспонатов. Среди них удивительные украшения, при виде которых замирает дух. Шейная золотая гривна и парные браслеты с окончаниями в виде львиных голов выполнены в скифском зверином стиле. Шедевры античных ювелиров украшали царских особ и вельмож.

хххххх

Лестницу, узнаваемую многими достопримечательность Керчи, спроектировал в начале 19 века обрусевший итальянец, архитектор Александр Дигби. Она ведет на вершину холма Митридат, где располагался акрополь античного города. Лестница символизирует связь времен – древнего Пантикапея и современной Керчи. Во времена Александра Дигби подобные лестницы строили еще в ряде приморских городов – Одессе, Севастополе, Таганроге. Их прототипами являются итальянские лестницы 16 века. 423 ступени были здесь до реконструкции в прошлом году, а после никто не пересчитал их заново и не зафиксировал официально. Митридатскую лестницу украшают грифоны. Грифон (полулев, полуорел) является символом Керчи, охраняющим сокровища. Он с 1845 года появляется на гербе города.

Ххххх

Археологи могут примерно указать место, куда ступала нога Митридата Евпатора, – дом в усадебном комплексе боспорских правителей. Этот царь боролся с Римом, поражение в последней из войн заставило его бежать на Боспор. Там он понял, что все проиграно, и решил уйти из жизни. Легенда гласит, что Митридат вначале испил яду, он не подействовал, и тогда он попросил боевого товарища заколоть его.

Ххххх

В Керчи находится древнейший в России действующий православный храм Иоанна Предтечи. Он был построен по канонам крестово-купольной византийской архитектуры в 8 веке. Хотя, может быть, еще раньше, ведь благословил на строительство храма Андрей Первозванный. Он свою миссию начинал с Боспора. В самом Боспоре не позднее 4 века нашей эры существовала местная епархия.

Уже в 19 веке к храму пристроили колокольню и северный придел. Древняя часть храма выложена из белого камня с поперечными вставками розового обожженного кирпича. Розовые полосы – не только для дизайна, это своеобразный сейсмопояс. Конструкция кажется легкой, воздушной и удивительно красивой. Когда заходишь внутрь, так и хочется прикоснуться к древним колоннам.

На «Боспорских агонах» искусство открыто всем

С 11 по 17 июня в Керчи состоится фестиваль античного искусства «Боспорские агоны», об этом в апреле сообщила министр культуры Республики Крым Татьяна Манежина.

Как рассказал нам заместитель заведующего отделом охраны памятников и археологических исследований Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Владимир Фролов, этот большой праздник ассоциируется прежде всего с театром – проходят спектакли профессиональных коллективов из регионов России и разных стран прямо под открытым небом на холме Митридат. Совершенно бесплатно можно вечером занять место на трибунах и смотреть постановки античных или вполне современных авторов. Это погружение в античность – с соответствующими декорациями и театрализацией. При желании легко представить себя древним боспорянином.

Параллельно в рамках фестиваля проводятся конкурсы литераторов, научная конференция и мастер-классы.

Над проектом работала Светлана Добрицкая