На VI Международный фестиваль карикатур с темой «Конкуренция» в Новороссийск прислано около 600 работ карикатуристов из 58 стран мира. А его закоронавирусили…
В прошлом году фестиваль на тему «Журналист и власть» тоже не удалось провести из-за пандемии.
— За два года карикатуристы прислали 1287 карикатур. Больше всего работ мы получили из Ирана, Турции и Китая, – рассказал директор фестиваля журналист Валерий Волков. – И это, конечно же, неслучайно. Есть тому причины. Похоже, Восток просыпается и начинает критически оценивать базовые ценности бледнолицых братьев с Запада.
— А что можно сказать о качестве работ?
— Больше стало остроумных и лаконичных работ. Несмотря на разную ментальность Востока и Запада, национальности, государственность, климатические условия и уровень жизни, проблемы у всех схожие. Противостояние властей и журналистов усугубляется, порождая несвободу слова.
— Художников-карикатуристов в современной России мало, хотя публицистический потенциал жанра очевиден. Выходит, «таланты измельчали»?
— Зато нынешняя карикатура, в сравнении с советской, стала более открытой и даже агрессивной. Видимо, это пугает редакторов, которые когда-то были главными заказчиками карикатур. Карикатуристы есть – спроса нет. Газеты сегодня открещиваются от карикатуры. С чем это связано, лучше спросить у редакторов и владельцев изданий.
— Значит, карикатура вымирает?
— Карикатуристы ушли в Интернет, завели себе аккаунты и там публикуют новые работы. Есть группы, в которых карикатуристы размещают рисунки на определенную тематику. Сама карикатура юридически почти неуязвима. Сегодня, когда весь Интернет насыщен картинками, тексты уходят на второй план, а карикатура становится сильным оружием. Прямая и агрессивная карикатура существовала всегда. Возьмите «Окна РОСТА», «Окна ТАСС» – стиль плаката, стиль призыва, стиль агитации. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо!» – это написано как раз о такой критике. В дни сражений только она и работает.
Руководством Международного фестиваля карикатур на 2022 год номинируется новая тема: «Пандемия». И будет совсем не смешно, если вирус подействует и на него.
Людмила Шалагина
Свежие комментарии