Часто вижу на центральном стадионе, как тренируется поджарый седой человек с пронзительными глазами. И вот выпала честь лично познакомиться с новороссийским марафонцем Борисом Борисовым. Повод серьезный – 70-летний юбилей, который бывший тренер по легкой атлетике и КМС по спортивному ориентированию отметил также на стадионе.

Борис Яковлевич может долго и увлеченно говорить о беге, анализирует разные тренерские методики воспитания марафонцев, наизусть знает много стихов о спорте.

— Вот, смотрите, я эту книгу купил еще перед армией, — говорит он, выкладывая на стол потрепанную брошюрку 1968 года издания. – Правда, здесь уже второй экземпляр, мою-то до дыр ученики зачитали. «Бег к вершинам мастерства» написал известный новозеландский тренер Артур Лидьярд в соавторстве с журналистом Гартом Гилмором. В ней есть замечательная правда, которая может вдохновить любого человека!

Вот слова, которые ценит марафонец: «Бегайте для развлечения, и от развлечения к вам придет желание отличиться. А желание отличиться может привести человека к олимпийскому пьедесталу». Именно так, для развлечения, и начал тренироваться Борис Яковлевич: бегал кроссы утром и вечером, между ними была работа в троллейбусном парке, после них вечерние занятия в филиале Краснодарского политеха (НОТФ КПИ).

— А когда решили учиться на тренера?

— Не сразу. Отслужил в армии – специально попросился на границу, в Закавказье. Наша застава находилась на высоте 2000 метров. Помню свою первую тренировку там 25 мая 1970 года, длилась она всего 13 минут… А через месяц я смог осилить уже 30 километров, хотя иногда приходилось жертвовать сном. Меня майор Попов гонял: иди, мол, лучше пол помой. А потом была проверка, и он в госпиталь загремел. После этого пересмотрел свои взгляды: «Ну, где тут бегун, давай вместе».

После армии некоторое время тренировался у Игоря Кузьмича Пасечного. Через год после дембеля пошел было на второй курс политеха, но забрал документы и заочно поступил в институт физкультуры (КГИФК).

— И это уже было «ваше».

— Да. Нисколько не жалею. В целом моя учеба после школы длилась почти 10 лет. Между прочим, в 1978 году был только один диплом с отличием на весь курс – мой. В дипломе написано, что могу работать преподавателем физкультуры и спорта, методистом, инструктором.

— Что вам запомнилось из студенчества?

— Много чего. Например, как один зачет по плаванию мог лишить диплома. Такими наказаниями славился преподаватель Дукальский. Я тогда на сессии простудился. Снимал у бабули комнату в доме с печкой, грел заложенный нос запеченной луковицей – так к зачету готовился. Сдал. Массажу нас обучал Доренко, помню его рассказ о безотказном способе «анестезии» в войну: надо нанести раненому «неожиданный дозированный удар палкой сзади по голове», и важно не переборщить!

— А как с работой сложилось?

— В конце 70-х занесло меня в горком комсомола на должность завотделом спортивной и оборонно-массовой работы. Много чем там занимался, в том числе курировал Пост №1. Делегации к нам приезжали, помню, что из узбекского города Ош привезли ковры, куда они потом делись – не знаю. Продержался я на этой должности полтора года, с тех пор во власть ни ногой.

Потом затащили меня в спортивное ориентирование при ДСО «Спартак». Тогда было много добровольных спортивных обществ, позже их все объединили в одну организацию с трудновыговариваемым названием «ВДФСО профсоюзов», зачем – не знаю. Надо Президента попросить сделать как раньше. В 1982 году я стал директором клуба спортивного ориентирования «Малая земля» на общественных началах, то есть без оплаты.

А тренером мне предложил стать Владимир Григорьевич Кучинский, когда мы вместе работали в Мысхако, в совхозе «Малая земля» – он преподавал физкультуру и историю в школе № 27, а я был инструктором по физкультуре. Кучинский сказал тогда: «А ты попробуй». Так я устроился в детскую спортивную школу № 3. Вообще, работал много где, две трудовые книжки исписаны.

— Борис Яковлевич, о марафонах что скажете?

— А вот что, — Борис Яковлевич открывает паспорт РФ и вынимает из него ярко-красный «Паспорт марафонца», все графы которого заполнены. — Это я называю своим паспортом здоровья. Иногда при проверке документов предлагаю на выбор: вам какой из двух? И не было случая, чтобы он не сработал положительно! Придумал эти паспорта главный редактор журнала «Бег и мы» Борис Прокопьев. Спасибо ему за это.

— У вас большинство записей – ММММ, и все они чуть дольше 3 часов, а в 1993 году время 2:58.

— Да, 4М – раньше так назывался Московский Международный марафон мира. Длина марафона 42 километра. Самый первый у меня был в 1990 году. Сюда еще не все марафоны вошли. Зато есть «Белые ночи» в Санкт-Петербурге (3:04) и Тихорецкий марафон в 2000 году (2:51). В 2015 году марафон в Краснодаре выбежал из 4 часов. А 3 февраля 2018 года был у меня забег в честь высадки десанта на Малой земле – бежал от круга в Геленджике в Новороссийск, всего получилось 33 километра.

Был также интересный опыт – 100 километров за 24 часа: закольцованный маршрут от въезда в Новороссийск через Волчьи ворота и Раевку в сторону аэропорта, с возвращением на старт. Помню, на полпути наелся там борща, потом всю дорогу попрошайничал, так воды хотел. На финиш первым пришел, время 10 часов 2 минуты.

— Борис Яковлевич, так вы, получается, даже ультрамарафонец! Можете дать совет начинающим?

— За все эти годы я выработал определенную тактику марафонца, которой могу поделиться. Первые 20 километров бегу в свое удовольствие, что называется, «ни в одном глазу». Следующие 10 километров – по самочувствию. Ну а после 30 надо просто терпеть. И обязательно на первой пятерке пить воду.

— Вы и сейчас продолжаете тренироваться. Где, кроме стадиона?

— У себя в Тоннельной бегаю, могу до города и обратно. У меня там дачный домик, называю его «Домиком друзей». Купил его в 1999 году с подачи друга Вити Алехина – тоже бегун, в детстве он сильно обгорел и прошел ад, чтобы выжить. И там я бегаю по пересеченной местности. Иногда путь лежит мимо кладбища, и даже если устал, то говорю себе, глядя на могилы: «Им легко, а мне тяжело, зато я – живой!» В целом получается, что моей беговой «карьере» идет 51-й год. И главная мысль, которую я вынес за это время, такова: когда бегу – я свободен. Бег меня вдохновляет, особенно в трудную минуту.

Свое 70-летие Борис Яковлевич хотел отметить символическим забегом в компании единомышленников, но августовские ливни внесли свои коррективы – подтопило его дом, спасая имущество, юбиляр травмировал ногу и простудился. Однако на стадион, где его ждала любительская беговая команда тренера Светланы Босиковой, в субботу 28 числа все-таки приехал. Рассказал, как строили этот стадион на народные средства и что была здесь в то время площадка для прыжков с шестом. Приземлялись спортсмены не на маты, а в обычный песок. Показал список своих личных рекордов и выразил пожелание пробежать марафон в 100 лет. Бегуны наградили марафонца медалью в честь юбилея и попросили стать почетным членом команды.

Елена Нагаева