На днях в Новороссийске появился новый мурал – разновидность монументальной живописи на архитектурных сооружениях – в районе мыса Любви. Портрет адмирала Серебрякова возник на 45-метровой стене вместо футболистов, которых рисовали в 2018-м, и за это время краска успела облупиться. Ветер с солью безжалостны к подобным изображениям, что не мешает муралам распространяться с бешеной скоростью от Малой земли до центра города. Мнения жителей в социальных сетях на эту тему разные, и мы решили спросить у независимых экспертов: как вам новороссийские муралы?

Динар Бурангул, Краснодар. Ведет блог @kizilpasha о советской архитектуре Юга России. Вот его мнение:

– Относительно муралов в Новороссийске могу сказать: все очень плохо. Местами их слишком много, они не всегда вписываются в окружающую городскую среду, наоборот, отвлекают внимание от самих зданий. Говорю в первую очередь о муралах от памятника «Матрос с гранатой» до Малой земли. Новороссийские модернистские «панельки» и девятиэтажки уникальны сами по себе. Ни в одном другом городе на Юге России вы не найдете столько экспериментальных блоков, как в Новороссийске, – ни один не похож на другой. Возникает впечатление, что в 70-80-е годы местным строителям и архитекторам дали полную свободу творчества, как будто был эксперимент по поиску решения идеального жилого многоквартирного дома.

Так вот, чтобы сделать город красивее, не нужно украшать муралами стены этих самых домов. Нужно просто очистить их, отремонтировать. Сделать вывески в едином стиле, убрать рекламные банеры, пристройки. И вы увидите, насколько хороши ваши модернистские дома сами по себе.

Муралы, в основном, только о Победе в Великой Отечественной войне. Кажется, что город живет одним лишь событием, будто бы здесь ничего больше не происходило. Не понимаю, зачем так эксплуатировать победную тематику, когда в городе и так достаточно прекрасных монументов, посвященных этому легендарному событию. В плане истории Новороссийску может позавидовать любой другой город. Тут стояла османская крепость Суджук-Кале, была объявлена Новороссийская республика в 1906 году, происходило потопление кораблей в Цемесской бухте. Тем не менее создается ощущение, что, кроме боев на Малой земле, и вспомнить нечего.

Меня, например, впечатляет мурал, посвященный событиям 1918 года в Цемесской бухте, который есть в вашем краеведческом музее. Он вырезан на корпусе одного из судов, поднятых со дна моря.

Лена Колесникова, художница и архитектор (@len_O_k), Геленджик:

— Мурал – отличный способ оживить атмосферу города. Многие европейские города могут похвастаться целыми кварталами, расписанными художниками. У нас тоже есть хорошие примеры работы с индустриальными зданиями: в Выксе художник Миша Most создал гигантский мурал, покрывающий стены завода. Или проект художника Андрея Оленева «Рекультивация», созданный в рамках Уральской биеннале. Что касается использования муралов в Новороссийске, то здесь необходимо учитывать множество факторов. Например, климат. Агрессивная воздушная среда отрицательно влияет на долговечность такого изображения. А вот мозаика здесь сохранится не одно десятилетие. Очень важно учитывать темы изображений в разрезе идентичности города. Возможно, стоит поискать менее болезненные для горожан темы, обратиться к более воодушевляющим сюжетам? И, самое главное, нужно учитывать профессионализм исполнителей, так как изображение становится частью города, Если оно плохого качества, как мы можем видеть, то испорченное настроение гарантировано всем понимающим: и жителям, и гостям.

Алиса Шамро, художница и преподаватель детской художественной школы им.Эрьзя (@alisashamro), Новороссийск:

— Это сложное искусство, где недостаточно лишь навыков росписи стен. Создание монументальных изображений предполагает понимание особенностей восприятия масштабов с различных точек зрения, соблюдение пропорций, а также «читаемости» при увеличении эскиза до размера стены дома. Если это стилизованные абстрактные изображения, то недочеты рисунка, ошибки построения или анатомии, невыполнение принципов пространственного построения не будут столь критичными – они создадут свой акцент в городской среде. Но вот изображения портретов и фигур, особенно в контексте патриотической и социальной тем, предполагают узнаваемость или объективную достоверность, а также высокий уровень исполнения. Иначе это не образцы монументального искусства, равноценные тем же мозаикам советского периода, которые еще сохранились в Новороссийске. И дело не в различных стилистических подходах, как это может показаться, дело в уровне профессионализма художников и исполнителей.

Безусловная сложность задачи по созданию росписи высотой в восемь этажей не оправдывает возможных ошибок. В масштабах мурала они будут еще более заметны и значимы. А ведь мурал, как элемент городской среды, влияет на формирование вкуса и эстетического восприятия жителей, особенно подрастающего поколения. Печально, если неграмотные с точки зрения рисунка и монументальной композиции произведения молодежь будет воспринимать как норму.

Катерина Верба, художница, куратор проектов в области современного искусства (@parallel.arts), Новороссийск:

— Некачественные муралы, по моему мнению, портят вид города. В глаза бросается диссонанс: красивая современная набережная и спальные районы с небрежно нарисованными портретами, где страдает и колористика, и шрифты, а герои изображены как будто с поломанными носами. Я не хочу идеализировать советское время, но иногда мне кажется, что хорошо бы было, если бы такое творчество не разрешали. От горожан мы слышим главный аргумент – «зато стена не облезлая». Это так себе перспектива – прикрывать свою ветхость плохими картинками. Часто авторов этих муралов, а они, видимо, однии те же, в СМИ презентуют как уличных художников. Но это не совсем так, в художественной среде их имена неизвестны, и отношение к искусству они вряд ли имеют. Эти ребята представляют собой вполне коммерческие объединения и очень гордятся тем, что делают такие подарки городу бесплатно. Но это не очень хорошая практика, когда люди учатся рисовать на муниципальных стенах. Заодно обеспечивают себе рекламу и лояльность частных компаний, готовых хорошо платить за такую роспись, – ведь другой они просто не видят. Таким образом, например, появился мурал на тему Боспорского царства по заказу туристического комплекса «Арены Колизей» возле «собачьего пляжа» в районе морвокзала. Криво нарисованные изображения авторы объясняли тем, что это якобы 3D-роспись, что для профессионалов звучит просто смешно. И эти рисунки, к счастью, уже облезают.

Так и хочется сказать авторам этих муралов: «Спасибо, не надо больше таких подарков». Делая эту работу бесплатно, вы обесцениваете труд профессиональных художников, которые долго учились, вкладывали много средств в свое развитие. На самых разных фестивалях по стрит-арту художники, которые занимаются искусством в этой сфере, получают за свою работу гонорары, командировочные. Потому как создание муралов – это сложный проект, требующий подготовки, труда и соответствующей оплаты. А еще важно знать мнение жителей дома и согласовывать с ними подобный паблик-арт, показывать эскизы, обсуждать. Вписывается ли изображение в общий ландшафт? Люди должны быть уверены, что авторы знают хотя бы анатомию, когда берутся изображать столь важных для города личностей.

Словом, у художников масса вопросов и претензий к новороссийской настенной живописи. Но их почему-то не принято спрашивать.

Ирина Большакова