Эпидемия коронавируса вроде бы пошла на спад, время латать финансовые прорехи и выползать из монетарных ям. А это оказалось не всем по плечу. На что надеемся?
Пандемия и локдауны ударили, в первую очередь, по самым незащищенным, по тем, кто несет максимальную налоговую, арендную и прочую нагрузку, а цены на продукцию поднимать не может, потому что она не первой необходимости. Книги, увы и ах, стали товаром именно второстепенной важности. Потеряв за 2020 год чуть более тысячи книжных магазинов, великая и могучая страна, похоже, не заметила этого. Но глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская нашла нужные слова и смогла донести остроту вопроса до правительства и руководителя государства, заявив на одном из антикризисных совещаний, что «эпидемия закончится, а проблемы книготорговли — нет». «Книжные магазины с трудом выживали и в более благополучные времена. Мы имеем дело с системной проблемой, требующей не только сиюминутного, но и стратегического решения», — пояснила она. Елена Александровна не ограничилась громкими заявлениями, а довела дело до логического конца – внесла в Думу законопроект об «отнесении книготорговли к социальному предпринимательству». Депутаты в третьем чтении его поддержали, и скоро закон вступит в силу.
В связи с такой неожиданной радостью 18 июня мэтры книжной индустрии собрались в Москве на дискуссию по вопросам восстановительного постпандемического периода. Издательства говорили о своих трудностях: о том, что тиражи падают, да и общая статистика неутешительная. К тому же, оказывается, в стране не хватает бумаги. Все скупает «Просвещение» с мегазаказами на ежегодные мегатиражи школьных учебников. На художественную и детскую книгу бумага идет либо по остаточному принципу, либо за высокую цену. Представителей маркетплейсов (интернет-магазинов) на совещании не было, так как жаловаться им не на что. А вот розничные книжные, узнав о том, что планируемое обновление библиотечных фондов на 550 миллионов федеральных рублей плюс краевые и муниципальные средства обойдется без них, выразили негативное к этому отношение.
А у меня свой вопрос к законодателям: если закон определяет некие условия поддержки книжных магазинов как субъектов социального предпринимательства, то почему не отменен пункт о госзакупках, позволяющий приобретать учебники у единственного поставщика? В настоящее время в госзакупках приоритетность отдана издательству, которое монопольно выставляет любую цену, не испытывая при этом пресса оптово-розничных структур и антимонопольной службы. Книжные магазины в таких закупках уже почти не участвуют. Если закрыть эту дыру в законе, может, и не придется государству брать на себя обязанность финансовой поддержки книжных магазинов (в том числе в рамках предоставления субсидий). Магазины справятся и сами. Ведь всем уже очевидно, что денег у населения нет, а есть они только у государства.
Пока издательства выполняют еще и торговую миссию, цена на книги будет заоблачной, а потребитель будет довольствоваться электронным самиздатом. А вот обязать издательства отпускать розничным магазинам книги по сниженной цене было бы справедливым решением. А то, например, любимое всеми «Кубановедение» и оптовики, и розничный покупатель приобретают в издательстве «Перспективы образования» по одной и той же цене. Такая практика сплошь и рядом.
«Нет сомнений, что введение льгот и снижение арендных ставок могло бы создать предпосылки для открытия новых книжных магазинов. 1 тыс. относительно крупных торговых точек на всю Россию, чуть больше 2 тыс. в целом — очень мало для страны, гордившейся званием самой читающей. Низкий уровень розницы в свою очередь влияет на уменьшение тиражей и повышение стоимости книги. Книжный магазин не может и не должен считаться чисто коммерческим предприятием», — это справедливые слова Елены Ямпольской, и под каждым из них я готова подписаться.
За закон спасибо, но механизмы его действия пока не ясны. Очень не хочется, чтобы он остался очередной витринной социальной инициативой. Как, например, инициатива Владимира Мединского в 2019 году, когда он предложил на площадях муниципальных культурных объектов отводить место под книготорговлю по льготной арендной ставке. Много вы видели книжных магазинов в театрах и музеях? Не сработало. Будем надеяться, что во второй раз мы на те же грабли не наступим.
Наталья Семенова, генеральный директор «Центра социальных инициатив»
Свежие комментарии