В Новороссийске радио появилось 95 лет назад. 2 июня 1926 года было принято историческое решение, которое предписывало городскому трансляционному узлу принимать и передавать по проводам известия из Краснодара, Ростова, Москвы. Своя студия радиовещания была организована только в 1935 году.
Советской власти радио было необходимо для сплочения страны в единый организм, для мгновенной передачи информации повсюду в любое время суток. Разумеется, вещание подчинялось уполномоченному крайрадиокомитета, местному горкому партии и горисполкому. Радио помогало строить коммунизм, поднимало народ на войну с фашистами, передавало фронтовые сводки…
Как только выбили немцев из Новороссийска, монтеры базового матросского клуба, а затем работники радиоузла восстановили 44 километра радиотрансляционной линии, установили 3000 радиоточек, привели в порядок линейное хозяйство. Для лучшего приема сигнала построили специальный пункт за городом. Оцинкованная проволока, столбовые изоляторы, комнатные розетки были в большом дефиците. Тем не менее реконструкция, расширение линейного и абонентного хозяйства, в том числе на окраинах, не прекращались даже в норд-ост. Работы велись ударными темпами, с большим энтузиазмом, и через три месяца, 28 декабря 1943 года, новороссийская редакция радиоинформации возобновила свою деятельность, к этому времени относятся первые из сохранившихся документов. Краевой комитет оснащал стационарными и репортерскими магнитофонами, усовершенствованными микрофонами и звукоконтрольными аппаратами. Одновременно вышестоящие инстанции определяли продолжительность вещания, утверждали штатное и финансовое расписание. Место расположения редакции зависело от горисполкома, тематические планы утверждались на заседаниях горкома партии.
Из всех редакторов городской редакции радиовещания лично я знаю троих. Семнадцатилетним юношей в 1968 году устроился диктором на радио Анатолий Нилов. Тогдашний ответственный редактор Маргарита Дмитриевна Резаева оценила его бархатистый тембр, манеру чтения, умение логически расставлять акценты в текстах, прилежное отношение к должностным обязанностям. Работал новый сотрудник в паре с другим диктором – Людмилой Ивановной Погодиной (методистом городского отдела народного образования). На службу в армию уходил со спокойным сердцем, так как Резаева пообещала ему своего рода «броню». По возвращении молодой человек прошел путь от корреспондента до ответственного редактора.
— В один прекрасный день, — вспоминает Анатолий Николаевич, — я вдруг подумал: а почему бы и нам не начинать вещание с позывных, как радиостанция «Маяк» или краевое радио? Выбор пал на «Новороссийские куранты», созданные великим Дмитрием Шостаковичем специально для нашего города. В фондах редакции хранилась грампластинка с записью сочинения, исполненного симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения. Мы записали коротенький фрагмент, который начинался трехкратным перезвоном, плавно переходящим в щемящую симфоническую музыку. Радиослушатели оценили находку, но предложили убрать перезвон.
Заслуженный журналист Кубани Бина Ивановна Есина начинала с рабкора. Техник-технолог по образованию, она интересовалась печатным словом и с удовольствием писала заметки о предприятиях для газеты «Новороссийский рабочий». Рабкоровцы знали производство как свои пять пальцев, поэтому их считали ценными кадрами, учили, как интересно подать материал. Несколько лет была корреспондентом многотиражки «За цемент», а в 1978 году пришла на радио.
Когда Бину Ивановну спрашивают о том, что больше всего запомнилось ей за 20 лет работы на студии (из них – 11 лет ответственным редактором), она вспоминает понедельник 1 сентября 1986 года, когда в три часа ночи ее вызвали в горком партии в связи с гибелью «Адмирала Нахимова»:
– Сердце буквально выскакивало из груди, душили слезы. Еле нашла такси. Вышли в эфир рано, прервав Москву. Телефон в редакции разрывался на части! Горожане были ошеломлены случившимся, некоторые с надрывом рассказывали о том, что сами накануне провожали пассажиров залитого ярким светом теплохода. Спрашивали, чем могут помочь спасенным… Еще вспоминаются годы тесного сотрудничества с коллегами из Краснодара и Москвы, которым регулярно передавала последние известия из жизни города-героя. Как-то позвонили из редакции Всесоюзного радио с просьбой подготовить получасовую программу для наших соотечественников за рубежом «Точка на карте Родины». Я в эти 30 минут вместила несколько разноплановых сюжетов и еще лирическую песню в исполнении нашего новороссийского «соловья» Ивана Шепелова и духовное пение дьякона. Получила благодарность и гонорар, равный месячному окладу – 150 рублей! По тем временам, а это конец 80-х, сумма приличная!
В мае 1992 года новороссийскую редакцию вывели из краевого подчинения, отправили, образно выражаясь, в автономное плавание, но под контролем городской администрации. Хлопот, естественно, прибавилось, требовались новые сотрудники.
Бина Ивановна знала, что я распрощалась с телекомпаниями НТВ и «Заря», пригласила работать радиокорреспондентом. Одобрительно отнеслась к моим замыслам. Так появились передачи «Новороссийцы: от А до Я», «Субботние встречи», «Хорошее настроение». Забегая вперед, скажу, что только «Хорошее настроение» выдержало испытание временем, радиослушателям нравилось поздравлять друг друга, делать музыкальные подарки. Остальные программы так и остались авторскими.
Мне очень хотелось представить нашу творческую интеллигенцию, тем более, что продолжительность субботней программы давала такую возможность – с музыкальными разбивками 10-15 минут. Конечно, запись делалась заранее, поскольку иных собеседников было трудно удержать от многословия. Но обид на сокращения не было: чувства гостей мы уважали и согласовывали материалы.
Как-то раз пришел в редакцию поэт Евгений Цыганко и заявил: «Вот, вы дошли пока до буквы «И»! И-ва-щен-ко Сашу представили! А до меня пока очередь дойдет, неизвестно, что может случиться. Ну, давайте в порядке исключения! Тем более, что повод есть: недавно в третьем номере журнала «Юность» опубликована подборка моих ранних стихотворений. Вот, смотрите!» Уважили человека, конечно!
Летом 1993-го меня отправили в командировку в Волгоград, чтобы записать речь Героя Советского Союза Александра Васильевича Райкунова. На территории лесоторгового порта готовилось открытие мемориального знака в честь автоматчиков 393-го отдельного батальона морской пехоты под командованием ст. лейтенанта Райкунова. Они высадились на заминированные причалы Лесной пристани 10 сентября 1943-го, захватили несколько важных объектов и шесть дней в ожидании подкрепления отбивали атаки противника. Поскольку на юбилейные торжества Александр Васильевич из-за болезни приехать не смог, сделали запись его слов, которую мы «почистили» в студии, и 16 сентября ветераны услышали голос своего «бати».
В том же году проводили в последний путь замечательного диктора, душевного человека Ольгу Васильевну Сошнину, отдавшую эфиру более 15 лет. Новым диктором (бессменным) стал Александр Новик, его голос звучал над городом без малого 20 лет.
Бина Есина в силу различных обстоятельств в 1994 году решила перейти на должность звукооператора. Горисполком назначил ответственным редактором Людмилу Демьяновну Семигину, которая приехала из Воркуты, где возглавляла редакцию местной газеты. Заочно окончила литературный институт имени А. Горького. В Новороссийске какое-то время была корреспондентом газет «Новороссийский рабочий» и «Курс».
Все шло своим чередом, передачи исправно выходили в эфир. Каждый занимался своим делом. Но чувствовалось, что учредителю проводное вещание начинает докучать — нам советовали больше заниматься рекламной деятельностью, искать спонсоров, что мы и делали. Радовались предвыборным кампаниям, которые приносили хоть какой-то доход! Даже бартерные сделки совершали: Новороссийская птицефабрика, например, в обмен на интервью, рекламу продукции поставляла нам яйца, куриные тушки и копченые сосиски (тогда это было в новинку).
А тут еще руководитель городского узла связи Эдуард Илюшин настоял на выселении нашего небольшого коллектива из здания по ул. Советов, 36. Осенью 1996 года нас перевезли в АТС по ул. Козлова, 62, выделили просторное помещение на первом этаже и студию (звукопроницаемую) на втором, а потом, как водится, начали «уплотнять».
В 1999 году Бина Есина стала помощником депутата ЗСК Владимира Рунова. Вскоре и я ушла на службу в Новороссийский филиал Пятигорского государственного лингвистического университета (пригодилась первая специальность), где возглавляла кафедру английского и второго иностранного языка, выпускала вместе со студентами газету «Лингвист» и готовила радиопередачу «Большая перемена».
А городская редакция радиовещания, как свидетельствуют архивные документы, осуществляла свою деятельность до конца 2011 года. Последним редактором и председателем ликвидационной комиссии стала О.А.Титоренко, ранее работавшая в ТРК «Новая Россия» журналистом. Слушателей становилось все меньше, поскольку от проводного радио отрезали окрестные села и станицы, не было радиоточек на «буграх» и в новых микрорайонах. Связисты объясняли, что в условиях местных ветровых нагрузок содержание кабельных сетей – роскошь. Вот и вся история.
Ирина Алексеенко
Свежие комментарии