Ежегодная, главная для каждого книжника, международная ярмарка Non/Fiction22 все-таки состоялась, хоть и с опозданием на четыре месяца по известным всем причинам. Прошла она с 24 по 28 марта в Москве в Гостином дворе на Ильинке, хотя обычно бывает в конце ноября.

Мероприятие грандиозное. Впечатляет не только разнообразием представленных публике книжных вкусностей, но и (и это главное) возможностью увидеться с кумирами. И не только увидеться – если набраться смелости, то и задать вопросик-другой о бренной нашей жизни и их творческих планах. Конечно, еще и автограф урвать, если есть такая цель.

В программе ярмарки поучаствовали известные отечественные прозаики, поэты, драматурги, публицисты, иллюстраторы, переводчики, литературные критики, ученые, педагоги, кинематографисты, путешественники, деятели культуры и общественные деятели: Дмитрий Быков, Евгений Водолазкин, Леонид Парфенов и многие другие. Прошли онлайн- и офлайн-встречи с иностранными авторами и деятелями культуры Италии, Польши, Норвегии и Франции.

Несмотря на название Non/Fiction – в переводе с английского «без вымысла», именно к этой выставке писатели готовят свои лучшие художественные творения. Так уж повелось. И здесь не обошлось без скандалов. Заявленный к презентации роман пресс-секретаря Навального Киры Ярмыш «Невероятные происшествия в женской камере №3» странным образом в один день исчез с прилавка издательства Corpus, а сама презентация была без ожидаемых объяснений отменена. Это издание вполне могло бы оказаться малозаметным на огромной ярмарке, однако опала обернулась рекламой. Об этой книге заговорили даже те, кто политикой брезгует.

Разорвавшейся бомбой стал очередной роман молодой и, несомненно, талантливой писательницы из Казани Гузель Яхиной «Эшелон на Самарканд» – история о том, как эшелоном эвакуируют пятьсот голодающих детей из Поволжья в сытую Среднюю Азию. Книга едва вышла в марте 2021 года, а самарский историк, специалист по голоду, кандидат социологических наук Григорий Циденков уже заявил, что сюжет романа «состоит из компиляции и пересказа с минимальными изменениями публикаций моего блога», и обвинил автора в плагиате. Он отметил грубые исторические отклонения в интерпретации событий голода в Поволжье: в романе Яхиной речь идет о событиях 1923 года, тогда как эвакуация детей из голодающих районов происходила двумя годами ранее, а в 1923 году их начали перевозить обратно. В общем-то и у почитателей Яхиной отношение к роману сложное и двойственное. Слишком уж эта работа попахивает заказухой. Гузель Яхина, как зажатая отличница, отрабатывает все приемы развлекательной литературы: здесь есть и экшн, и любовь, и история, но душещипательные сцены выглядят ненатурально, а исторический контекст явно размыт. В любом случае книгу стоит прочесть хотя бы для того, чтобы сформировать свою собственную позицию, ведь ее во всех литературных салонах будут обсуждать еще долго.

Который год подряд звездой дискуссионных площадок выставки становится гениальный прозаик, редкой души человек, яркий харизматик Алексей Иванов. В этом году он представил увлекательный роман «Тени Тефтонов». В отличие от «Тобола», нашумевшего экранизацией и показом по первому каналу, это повествование бесхитростное. В дни освобождения Кенигсберга от фашистской Германии в 1945 году герои романа встревожены поиском артефакта Средневековья. Поиск они ведут в катакомбах и встречаются там с нацистским преступником, пытающимся укрыться от возмездия. Как и все, что выходит из-под пера Иванова, – крайне увлекательно и захватывающе. На мой взгляд, Алексей Иванов по праву входит в тройку лучших авторов современности.

Продолжают любители художественной литературы говорить и о романе Евгения Водолазкина «Оправдание острова». Тот случай, когда читаешь и испытываешь чувство, что ты знаешь, чем история закончится. По-моему, автора интересовал не сам сюжет, а форма подачи задуманного. Текст насыщен историко-философскими аналогиями, аллегорическими типажами и гротеском. Трудно в двух словах описать особенности этого произведения. Стилистический почерк автора, бесспорно, гениален. Обязательно к прочтению.

Что касается непосредственно жанра нон-фикшн. Лучший критик страны, как сама себя позиционирует Галина Юзефович, из представленного на выставке океана литературы рекомендует обратить внимание на три книги.

Первая – Скотт Брюс, «Ад.. История идеи и ее земные воплощения». Книга о загробной жизни. Несмотря на тот факт, что на дворе 21 век, религия вытеснена на периферию общественного сознания и мало кто уже верит в существование загробной жизни, но тема эта будоражит сознание. Сам Скотт Брюс в студенческие годы поработал могильщиком, видимо с этим и связан его научный интерес к царству, запретному для живых. Автор собрал разные тексты от библейских историй до хеви-метала и рэпа и откомментировал собранное. Метафора Ада, считает автор, воплощается на земле в формах массовых убийств и причинения страданий, «ада на земле» за которым идут адовы муки совести. «Хотя мы все взываем к рассудку и состраданию, силы Ада пока не исчерпаны», — резюмирует Брюс.

Вторая книга – Витольд Шабловский, «Танцующие медведи». Это не просто исследование болгарской традиции кочующих поводырей медведей. Это еще и анализ посткоммунистического европейского пространства. Когда-то обеспокоенная общественность потребовала от цыган прекратить издевательства над дрессированными медведями, подвергавшимися насилию, принудительному опаиванию алкоголем, закармливанию сахаром и прокалыванию ноздри. Нескольких медведей у цыган изъяли, и что из этого вышло? Избавившись от рабства, звери не смогли адаптироваться к самостоятельной жизни без кнута и сахара.

Журналист, рефлексируя, копает глубже. Он путешествует по разным странам от родной Польши до Кубы и приходит к мысли, что панъевропейская утопия в странах соцблока невозможна. У демократических обществ нет ресурсов, а то и просто желания приближаться к пресловутому государству всеобщего благоденствия. «Механизмы угнетения научили выживать и воспроизводить себя в любых условиях. Им в равной степени комфортно и под кумачовым знаменем, и под кругом из золотых звезд на синем полотнище», — таков вывод Шабловского, а уж соглашаться с его доводами и аналогиями или нет – решать нам с вами.

И третья книга из раздела научпопа – это Ульрике Мозер, «Чахотка». Автор справедливо считает, что это самое литературное заболевание. Почему именно туберкулез легких в XIX веке из романтизированного недуга ангелоподобных героинь и возвышенной фатальности гениев превратился в XXI веке в болезнь маргиналов? Мозер, немец по происхождению, не смог обойти стороной нацистские взгляды на туберкулез. А причину чудесного расцвета современной индустрии горных курортов автор видит именно в том, что горный воздух был чуть ли не единственным лекарством от некогда неизлечимого заболевания. То есть, тоже книга о смерти. Выбор не случаен, издатели тонко чувствуют социальный заказ.

Кроме того, в тренде остается литература по самосовершенствованию, книги о монетизации интернет-пространства и мемуаристика.

Есть еще одно приятное известие от организаторов ежегодной выставки Non/Fiction – в этом году будет еще одна. Как обычно, в декабре пройдет еще и выставка 2021 года. К этому времени мы все вакцинируемся и вернемся к поездкам как необходимой и привычной вещи, ведь человеческое общение и живую книгу ничем не заменить.

Наталья Семенова, генеральный директор «Центра социальных инициатив»