В Новороссийске делается так — свободные земли муниципалитет продает бизнесменам под строительство жилья, а потом днем с огнем ищет участки под социально важные объекты. И находит их, то и дело наступая на зеленые зоны. Даже особо охраняемые.

Одна рука пилит, вторая наказывает

В начале февраля забили тревогу защитники Пионерской рощи – там появились люди с пилами, свалили 22 ясеня. Рабочие объяснили, что здесь будет строиться детсад. На следующий день собрались горожане, чтобы подписать обращение к Президенту и прокурору Новороссийска с просьбой защитить особо охраняемую территорию. Закончилось это тем, что председателя общественной организации «Пионерская роща» Сергея Неберо увезли в полицию как организатора несанкционированной акции.

Позднее пресс-служба городской администрации сообщила, что вырубка производилась незаконно, без разрешительной документации. Правоохранительные органы составили административный протокол, по факту вырубки ведутся следственно-оперативные мероприятия. Сумма нанесенного ущерба 1 180 000 рублей. Что касается детсада, то, по информации все той же администрации, участок под соцобъект зарезервирован несколько лет назад и не затрагивает границ ООПТ.

И даже вопрос с ручьем, который будет течь по территории будущего детского сада, власти готовы решать: «По сведениям Кубанского бассейнового водного управления, данный ручей в государственном водном реестре отсутствует. В дальнейшем будут предприняты проектные решения по заключению данного водного объекта в бетонный лоток, что позволит не нарушить водосток».

Ручей, убежден Сергей Неберо, – один из весомых аргументов против строительства чего бы то ни было на этой площадке. Поскольку он не занесен в водный реестр, то задача общественников — узаконить его. Тогда вокруг русла возникает водоохранная зона, где можно разве что деревянную беседку поставить. Микроклимат рощи очень зависим от каждого водного объекта, поэтому важно исследовать и защитить ручей раньше, чем рабочие с лопатами начнут сооружать бетонный желоб.

— Наша организация фиксировала каждый момент борьбы за Пионерскую рощу, — рассказывает Сергей Неберо. — Мы очень были рады, когда появилось постановление № 646 от 10.02.2011 со схемой, из которой было ясно, что на углу улицы Южной, там, где она примыкает к роще и Дворцу творчества, не предусматривается никакое строительство. Однако схема – не окончательный кадастровый документ. Впервые мы узнали о планах на детсад из объявления в газете «Официальный Новороссийск». Обратились в администрацию, там нас успокоили: соцобъект не затронет Пионерскую рощу. Но в итоге детсад спроектировали так, что он все-таки зайдет в зеленую зону, которую власти почему-то не относят к территории ООПТ.

Есть решение городской Думы № 548 от 26 мая 2020 года, в котором определены границы особо охраняемой территории. Приложенная к решению карта уже отличается от схемы 2011 года – в ней появился «вырез» в массиве рощи в том месте, где собираются строить детский сад. Именно эту карту чаще всего показывают горожанам, она отражена и в государственном реестре.

Схема 2011 года была заверена руководителем муниципального унитарного предприятия «Архитектурно-земельный центр» МО г. Новороссийск Е.Н.Дремовым. Определение площади 10 лет назад провел землеустроитель И.В.Кузьменко. А новая карта «с вырезом» от 26 мая 2020 почему-то заверена начальником отдела экологической безопасности администрации Ириной Панченко. Разве она имеет соответствующую компетенцию?

— У министерства природных ресурсов Краснодарского края (это ведомство контролирует все особо охраняемые территории региона) тоже есть карта, и на ней «вырез» под детский садик принадлежит роще! Почему новороссийцы обязаны верить тому документу, где площадь зеленой зоны меньше? — недоумевает Сергей Неберо.

А самое неопровержимое доказательство существования рощи в спорном месте – это она сама. Ручей, деревья и кусты.

Границы — это чья забота?

С молчаливого согласия новороссийцев много лет гектарами уничтожался массив Цемесской рощи, которая когда-то шумела впритык к Анапскому шоссе.

Преступление против природы было хорошо подготовлено и совершалось поэтапно. Сначала исчезли таблички с предупреждением «Памятник природы. Охраняется государством». Потом начали пропадать вековые деревья. Вырубали их незаметно, из глубины рощи, а потом в один день исчезала узкая полоска у дороги и открывалось мертвое поле. В России и до того по пальцам можно было пересчитать ясениевые сообщества, равные бывшей Цемесской роще, теперь стало на единицу меньше.

В новом жилом массиве на месте вырубленного леса нет ни садика, ни школы, ни медучреждения. Все земли, освобожденные от ясеней, отданы бизнесменам — стройте и обогащайтесь. А вот кто отдал? И по какому праву?

Несколько лет назад на одной из пресс-конференций в администрации города было сказано, что границы Цемесской рощи не определены, поэтому застройка не противоречит закону. А почему не определены? Это чья забота? Или они специально не определены? Я считаю, что уничтожение Цемесской рощи – это преступление, за которое будут расплачиваться наши с вами дети, которые получили кратно грязную среду обитания. Дети бизнесменов и чиновников в мертвом городе задыхаться не будут. Они уедут в Европу, где за подобное деяние их родители получили бы пожизненное заключение и где к каждому дереву относятся как к живому существу. А у нас, выходит, к людям относятся как к биомассе, которой все равно, в какой среде размножаться.

Последние размышления власти о возможном строительстве в районе Цемесской рощи мультимодального пассажирского транспортно-пересадочного комплекса (железнодорожный и автобусный вокзалы) наводят на мысли, что границ у ООПТ нет до сих пор. Кстати, по озвученному проекту, на месте старого автовокзала появится новая жилая застройка! В историческом здании могла быть размещена филармония или городская галерея – но нет, только квадратные метры на продажу!

Лоббирование интересов бизнеса продолжается. Власть не стесняется, не спрашивает, чего хотят жители, она занята распродажей остатков земли. А люди, озабоченные мыслями о насущном куске хлеба, только руками разводят – мы-то что можем сделать? Вы не можете, а вот власти могут и делают!

Недавно позвонил в редакцию «СОВЫ плюс» читатель, сообщил, что по ночам кто-то пилит деревья в Цемесской роще. Или не в роще? Никто же не знает, где она начинается и заканчивается. Пишем официальный запрос прокурору Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры г. Новороссийска, министру природных ресурсов Краснодарского края, главе администрации МО «город Новороссийск»: «1. Является ли Цемесская роща на сегодняшний день особо охраняемой территорией (ООПТ)? 2. Утверждены ли границы памятника природы и внесены ли сведения о нем в государственный кадастр недвижимости? 3. Когда и кем утвержден паспорт на памятник природы? 4. Внесены ли изменения в Лесной План Краснодарского края и Лесохозяйственные регламенты лесничеств в части уточнения границ памятника природы?…» Всего более десятка вопросов, касающихся статуса и состояния рощи.

Ждем. В министерстве природных ресурсов Краснодарского края письмо получили через три дня после отправки. Вскоре позвонил сотрудник министерства и спросил, где конкретно рубят лес. Расказали, отправили фото. Ответ последовал тут же: место рубки в границы рощи не входит. Как же так? Лет десять назад жители этого района просили администрацию города организовать здесь лесопарковую зону для отдыха горожан. Тогда им ответили, что в роще этого делать нельзя.

Письма, направленные в природоохранную прокуратуру и администрацию Новороссийска, до сих пор лежат на почте. Каков пример работы с обращениями граждан!

Хотелось бы получить информацию, опровергающую печальный прогноз на будущее Цемесской рощи, Но ее все нет и нет. На фоне общероссийской практики освоения средств на вырубках, перезагрузках и застройках рекреационных зон, скорее всего, и эти зеленые легкие города погибнут за металл.

Светлана Добрицкая, Людмила Шалагина

фото: из архива Сергея Неберо