Получив полную монополию на сбор денег за вывоз мусора, региональный оператор обложил горожан непомерной данью, даже не пытаясь обосновать выставленные тарифы. В результате масштабная реформа оказалась не про мусор, не про экологию, а банально про деньги.

Губернатор желает знать

Редакция «СОВЫ плюс» на страницах газеты неоднократно задавала вопрос руководству компании «Эко-Юг», за что же все-таки мы платим в разы больше, чем раньше. Но ответа нет. Зато у нас есть законное право проводить собственные журналистские расследования, поднимать общественно значимые темы.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев создал Центр управления регионом, который собирает и передает ему лично отзывы о работе региональных операторов. Мы поможем губернатору увидеть истинное положение дел в Новороссийске, а также обратить внимание прокуратуры, депутатов всех уровней и главы Новороссийска на безграмотность иных чиновников и расхождение между словами и делами регионального оператора.

Тайны горы Щелба

Знают ли жители села Борисовка, что кроме существующего полигона у них скоро появится еще один? В официальных документах это проводится как «реконструкция» действующего полигона в урочище горы Щелба, а на деле это совершенно новый участок в 9,3 га. Расположен он неподалеку от существующего полигона и практически прилегает к жилому массиву. Согласно документам, он увеличит количество принимаемого городом мусора на 220 тысяч тонн в год. Дело решенное, приказ подписан министром топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края г-ном Трембицким.

Еще один любопытный момент. Согласно все тому же приказу, на новом участке (кадастровый номер 23:47:0117002:1855) в 2020 году уже профинансированы и проведены серьезные работы:

— разработана проектно-сметная документация «Реконструкция существующего экологического комплекса по обращению с ТКО с увеличением емкости полигона и реализацией мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду» – объем финансирования 20 328 тыс. рублей;

— устроены очистные сооружения – объем финансирования 2 145 тыс. рублей;

— приобретено оборудование очистных сооружений – объем финансирования 35 110 тыс. рублей.

Наша попытка найти эти очистные сооружения оказалась безуспешной. Вполне возможно, что мы их не заметили или не там искали. Но осадочек сомнения остался, так и хочется повторить за Президентом: «Где деньги, Зин?»

Затем мы обошли немало домов, пытаясь выяснить, кто принимал участие в общественных слушаниях, кто знаком с результатом экологической экспертизы и проектно-сметной документацией, кто делал расчеты влияния тела свалки на все составляющие окружающей среды, кому, в конце концов, выделен участок с кадастровым номером 23:47:0117002:1855? Никто ничего не знает. Зато в ходе нашего расследования мы поняли, что на территории села вполне может появиться еще один так называемый «мусороперерабатывающий завод», а по существу еще одна примитивная сортировочная линия.

К чему такое увеличение свалки? В конце концов, кроме полигона на горе Щелба у нас все еще работает полигон в селе Глебовка.

При этом смысл государственной политики в области экологического развития РФ в части обращения с отходами заключается в раздельном сборе отходов и подразумевает введение жестких санкций за ненадлежащую утилизацию, а также поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных ко вторичной переработке, но никак не увеличение площади полигонов. Если за 2020 год из Новороссийска и Геленджика на Щелбу была вывезена приблизительно 171 тысяча тонн отходов, то зачем городу свалка еще на 220 тысяч тонн? Новороссийск назначен мусорной столицей всего Черноморского побережья? До сих пор был городом-портом, а теперь становится городом-помойкой? Если так, то почему мы, горожане, ничего о новом статусе города не знаем?

Окна Шило

Справедливости ради надо сказать, что региональный оператор охотно работает с нашими коллегами – журналистами «Новороссийского рабочего», где регулярно проводит круглые столы. Правда, без экспертов и экологов, которые разбираются в данной теме, зато всегда присутствуют представители городской администрации и сотрудники регионального оператора. Именно так люди узнали из уст специалиста отдела благоустройства и санитарного благосостояния города Ольги Шабановой, что сотрудники администрации районов осуществляют транспортировку отходов 3 и 4 класса опасности в виде автомобильных шин. Видимо, она не знала, что для работы с отходами 3-4 класса опасности необходимо иметь специальную лицензию. Почему подобные работы проводят администрации районов – неизвестно. Может, спросить у прокуратуры?

Генеральный директор ООО «Эко-Юг» г-н Шило порою сетует, что в ущерб себе компания оказывает городу огромную услугу, взяв на себя вывоз строительного мусора и веток. Однако эта «благотворительность» только в минувшем году обошлась городскому бюджету в кругленькую сумму. 28 января 2020 года МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города» заключило контракт № 20/01-20 с региональным оператором на сумму 16 248 095 рублей. Кроме того, машина со срезанными ветками – это практически перевоз воздуха. Полигон принимает мусор в килограммах (тоннах), а город почему-то платит за кубометр. Весьма эффективная хитрая схема.

«Но, — глубокомысленно заявляет г-н Шило, — если не забирать ветки и другие строительные отходы, например, два дня, то через неделю там будет огромный склад мусора. Это как раз процесс, описанный в концепции окон Овертона». Вот уж блеснул так блеснул. Окна Овертона (методика воздействия на разум общества) имеют такое же отношение к строительным отходам, как мухи к котлетам.

Вызывает сомнение еще одно «доброе дело» г-на Шило. Как горожанам объясняют, ни новые контейнеры, ни доставка платежек до потребителя в тариф не заложены. И если компания это делает, то чисто из альтруистических соображений. Однако нормативно-правовые акты, на которые опирается региональный оператор в своей работе, говорят об обратном.

Умиление руководителя вызывает разрешение управления образования ставить на территории школ и детских садов контейнеры по раздельному сбору мусора. Вот уж действительно хитрость для отчета. Желтые контейнеры для раздельного сбора должны быть не только на закрытых территориях детсадов, но и во всех дворах многоквартирных домов. При правильном использовании технологии раздельного сбора мусора тарифы для населения непременно должны снижаться, и жители в этом очень заинтересованы, в отличие от регионального оператора.

И последнее. Исходя из выступлений г-на Шило в открытых источниках, можно сделать вывод, что он рассчитывает на государственные деньги в работе своей компании. А ведь смысл реформы заключался как раз в том, чтобы региональный оператор сам зарабатывал, освободив государство от дополнительных расходов.

Население недовольно тарифами и работой регионального оператора. Город в мусоре, грязные площадки и разваливающиеся контейнеры становятся очагами инфекционных заболеваний. Пора бы перестать приписывать себе какие-то мифические заслуги перед городом, а честно выполнять свои обязанности, согласно закону. Не справляетесь сами – привлекайте заинтересованный бизнес, который как занимался санитарной очисткой населенных пунктов, так и делает это без вливаний со стороны государства.

Судя по всему, нацпроект «Экология», который дал старт мусорной реформе, будет буксовать до тех пор, пока не очистят от привычных «распилов» всю вертикаль региональных операторов.

Ирина Большакова, Максим Рудаков