В ноябре по новостным лентам прошло сообщение: российская сеть книжных магазинов «Республика» банкротится. Это большая потеря для книгоманов и, скорее всего, не последняя.
Известная с 2006 года широкому кругу читателей «Республика» своей особой атмосферой и подходом к клиенту смогла найти путь к сердцу искушенного столичного покупателя. Тридцать ее магазинов работали в академических центрах страны: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Екатеринбург. Эта сеть смело совмещала в себе книги, музыку, кино, арт-альбомы, полезно-стильную канцелярию, предметы Lifestyle, подарки со смыслом, активно привлекала молодую аудиторию, чем выделялась среди прочих равных. В ежегодных городских конкурсах «Лучший книжный магазин Москвы» неоднократно входила в золотую тройку лидеров. Слова поддержки от инвесторов, благодарности от чиновников городской администрации предполагали радужные перспективы. Но пандемия неожиданно спутала карты. Для культурной среды столиц закрытие магазинов такого уровня стало шоком.
Заявление о банкротстве возникло после того, как против «Республики» подали несколько исков. Например, издательство «Эксмо» требует от книжной сети более 122 миллионов рублей. «Денежный поток компании в условиях пандемии уже не позволит исполнить обязательства и погасить задолженность перед кредиторами», — объяснили решение в пресс-службе фирмы. Топ-менеджеры заявляют, что смогут оставить торговую марку «Республика» на книжном рынке по франшизе, но насколько это реалистично, пока не ясно. Скорее всего, дело закончится тем, что, используя уже не единожды проигранную формулу, «Эксмо» проглотит должника и пополнит свою сеть «Читай-город» новыми магазинами, как было с «Буквоедом». На этом фоне заявление президента издательской группы «Эксмо-АСТ» Олега Новикова о том, что пандемия нанесла непоправимый урон книготорговле, звучит не особо убедительно. Тот случай, когда кому война, кому… окно новых возможностей.
Монополизация – процесс, который был запущен еще с подачи прежнего правительства, а в сегодняшних условиях заиграл новыми красками. Под бубнеж чиновников в телевизоре о важности поддержки социально важных отраслей независимые книжные магазины продолжают загибаться. Не выдержав первой волны пандемии, закрылся после восьми лет работы, казалось бы, процветающий воронежский «Петровский», куда приезжали на встречи писатели и художники, где всегда были читатели, актуальные новинки и редкие издания. Объявил о закрытии самарский «Диккенс», который два года был книжным клубом, местом встреч и посиделок за чаем. В Самарской области «Диккенс» был единственным независимым магазином.
На карте независимых книжных магазинов, которую затеяла Любовь Беляцкая, сооснователь питерского книжного магазина «Все свободны», на начало года было 90 точек. То есть от Питера до Владивостока почти столько же, сколько на одном Манхэттене. После локдаунов и ограничений их станет еще меньше. Удивительно, но это почему-то никак не влияет на уверенность некоторых власть имущих в том, что Россия — самая читающая в мире страна.
Книжный клуб «Петровский» финансировала группа компаний «Ангстрем» (мебельное производство) во главе с бизнесменом и меценатом Геннадием Чернушкиным. «Республика» была на содержании у продуктового магната Вадима Дымова. Но финансировать книжные клубы в турбулентное время стало крайне невыгодно.
Банкротство легендарной сети, ставшей частью модной столичной жизни, дало повод обратить внимание на плачевное состояние книжных, превращенных в последнее время в витрины онлайн-платформ. Но онлайн-торговля не может заменить живой контакт с книгой. Особые полиграфические нюансы – это цвет, тактильная обложка, запах, пометки на полях – те качественные преимущества книг, которые через электронный формат не передаются. Такие очевидные вещи в книжном мире даже не обсуждаются. Интернет убивает всю суть книготорговли, азарт поиска, эмоцию от личного общения о книгах и связанных с книгой сферах. К тому же книжные магазины – это украшение местности. А в нашем городе – еще и фактор, влияющий на изменение культурной ситуации. Для городской администрации неочевидно, что местный книжный магазин важен для культуры и общества, поэтому, как красноречиво сказал Борис Куприянов, собственник московского «Фаланстера», «конкурировать за свободную площадь приходится с кальянными, винными и салонами связи». А арендные платежи – это то, что в первую очередь убивает магазины, где более 60% площади занимают книги. Кроме того, большое значение имеет внутренняя миграция: «огромная часть образованного населения покидает региональные центры, едет в Москву и Петербург. Как следствие — в регионах книжных магазинов гораздо меньше, и они намного медленнее развиваются», – комментирует ситуацию Михаил Иванов, совладелец питерских «Подписных изданий».
Поход в книжный магазин всегда был и остается неким приключением, свиданием с неизвестностью, конечно, если вы туда не за контурной картой пришли. Теперь же медицинские запреты вынуждают покупателя лишний раз от такого приключения отказываться. Людям стало не до книг. Но если у нас есть устремления вернуть статус высококультурной нации, то государственная поддержка печатной книги в формах фиксирования цены и отмены НДС на книжную продукцию оградит страну от исчезновения книжных магазинов, сохранит литературное пространство в целом и интерес к чтению в частности. Без государственной поддержки это сделать трудно. Нельзя бесконечно эксплуатировать энтузиазм тех, кто просто по любви к книге стал заниматься этим энергозатратным и совсем неприбыльным, но таким нужным для цивилизованного общества делом. Иметь книжный магазин – это практически в нем жить.
Так что план на будущий год у всех независимых книжных один — выжить. И рецепт, по мнению владельца магазина «Полка» в Нижнем Новгороде Александра Карпюка, только один: «Начинать каждый день с нуля и действовать как в «Алисе» — бежать в два раза быстрее максимальной скорости, чтобы хоть немного сдвинуться с мертвой точки».
Наталья Семенова, генеральный директор «Центра социальных инициатив»
Свежие комментарии