Скандал с таганрогской воспитательницей, позволившей себе вольную трактовку устойчивого идиоматического выражения «сажать на кол», облетел едва ли не все новостные ленты. Педагога уволили с формулировкой «применение психического насилия над личностью воспитанников».
За что именно? За то, что при чтении детям сказки Ершова «Конек-Горбунок» она, отвечая на наводящий вопрос ребенка, произнесла буквально следующее: «Человека посадили на кол, кол проходил через тело человека, и потом человек умирал». Прошли суды, заслушаны мнения разных экспертов. Воспитательница уволена без права восстановления. А вопрос остался: все ли сказки одинаково полезны?
Как отбирать репертуар чтения для своего ребенка? Стоит ли читать «Колобка», ведь главного героя съедают? Как объяснить ребенку финал «Красной Шапочки» с расчленением Волка? Как быть с пугающими сюжетами хрестоматийной чуковщины от «Мойдодыра» до «Бармалея»?
В ежедневной работе с родителями, подбирающими детскую книгу в домашнюю библиотеку, вольно или невольно обращаешь внимание на то, насколько родители стали подвержены влиянию диванных лидеров мнения. Инстаграм-мамы, псевдопсихологи, религиозные проповедники всегда готовы подсказать, чем наполнять головы наших малышей. Благодаря таким советчикам стало популярным странное, но устойчивое суждение: сказка может стать инструментом формирования у детей немотивированных страхов или беспричинной агрессии. Поэтому Афанасьева, братьев Гримм или Андерсена из воспитательного процесса лучше исключить. Так ли это? Стоит ли безоглядно верить советам профессоров околовсяческих наук?
Пожалуй, треть родителей при выборе сказки отказывается от покупки книги, если им заранее известно, что там найдется что-то жуткое и пугающее.
Лишаются ли чего-то дети, которым не читают страшных историй? Есть ли смысл ограждать малышей от негативных эмоций?
Давайте для начала определимся, как воспринимают сказку дети, а как взрослые. Одно можно сказать точно: по-разному. Дети не имеют такого опыта, как взрослые, и неожиданные «жестокости» ребенок просто может не замечать. Проглотить Колобка, подрубить ножку или вспороть брюхо – ребенку непонятно, что за этим стоит, его восприятие таких сцен не насыщается картинкой, а у взрослых насыщается. Поэтому взрослые тревожатся, эта тревога передается малышу. Или не передается, все зависит от особенностей прочтения. Один из самых опасных для человека зверей – медведь в русской сказке преподносится как безобидный добряк, а неопасная в обычной жизни лиса – как злая хищница. И дети под влиянием сказки так их и воспринимают.
Читать детям сказки нужно с рождения, но тщательно выстраивать последовательность текстов. Начинаем с потешек и прибауток вроде «Сороки-белобоки». В два года – Сутеев, сказки о животных. Чуковский – не раньше четырех, с пяти – сказки о людях, в их числе и «Синяя борода». «Сказку о Царе Салтане» приберегите к школе, а к девяти годам можно и к Гарри Поттеру подобраться. Но отказываться от чтения «страшных» сказок не стоит.
В первую очередь – это воспитание чувств
Страшилки позволяют малышам пережить широкий спектр пока неизведанных в реальности эмоций: гнев, агрессию, злость, жажду мести, насилие, предательство. Страшные истории учат детей испытывать страх и делают их более подготовленными к настоящей жизни.
«Страшные» сказки для того и нужны, чтобы знакомить ребенка с реальностью через переживание маленького горя, пусть лучше Лиса съест сто раз Колобка и подготовит вашу дочь к жизни, чем она, вся нежная и впечатлительная, увидит во дворе мертвого голубя и упадет в обморок.
Во вторую – повышение самооценки
Неприятные и пугающие события из сказок могут сослужить хорошую службу и значительно укрепить в ребенке веру в самого себя. Слушая страшную сказку, он учится внутренне пропускать через себя сложившуюся ситуацию и справляться со страхом.
Попадая в неприятные обстоятельства, ребенок будет думать примерно так: «Если мой любимый сказочный герой смог спастись из дома с привидениями, то у меня тоже получится найти выход из ситуации».
В третью – это наслаждение эмоциями
Как бы странно это ни звучало, но иногда дети очень любят бояться. Напуганный мозг производит невероятный коктейль из разных гормонов: здесь есть и кортизол – гормон стресса, и адреналин – гормон страха, и дофамин – гормон счастья и удовольствия. Читая страшные истории, мы намеренно заставляем себя приятно поволноваться.
Так что не стоит обеднять эмоциональную сферу своего чада. Без мрачных сказок, даже в наш век просвещенного гуманизма, обойтись не получится. Я уже не говорю о важности базового культурного уровня. Но читайте детям только те истории, которые прошли возрастную цензуру и адаптацию, ведь не все народные мифы и сказки подходят для юного ума. И пояснения свои тоже давайте, включая ум и учитывая возраст дитя.
Наталья Семенова, генеральный директор «Центра социальных инициатив»
Свежие комментарии