Год работает в Новороссийске нашумевшая «мусорная реформа», и пока что единственный неоспоримый результат – это в разы увеличенная оплата за услуги регоператора. Все остальное – под сомнением.

В нашей газете опубликовано несколько материалов с многочисленными вопросами к генеральному директору «ЭкоЮг» г-ну Шило, который представляет в городе регионального оператора. Все они остались без ответа. Но мы газета независимая, а журналисты у нас упорные, поэтому будем добиваться ясности в контрольно-надзорных органах.

Про «замывку и мытье»

Елена Дудкина, проспект Ленина:

— Мусорные контейнеры в нашем дворе вечно переполнены, вокруг них вонючие черные пятна. Там, где производится перевалка мусора в специализированный транспорт, постоянно стоят лужи. Мы детвору оттуда гоняем, а на самом деле надо гонять службы, которые эту грязь допускают.

Подобных контейнерных площадок в городе немало. И региональный оператор, отвечающий за сбор мусора, об этом знает. 18 августа этого года г-н Шило в прямом эфире прокомментировал претензии жителей:

— О том, что связано с проливанием жидкости во время забора мусора. На сегодняшний момент техника у нас работает, у нас она максимально новая, она имеет емкости, где во время отжима и забора мусора жидкость остается. Но совсем уйти от жидкости мы сможем только тогда, когда все перестанут кушать арбузы, дыни, картошку, персики и все остальное… (С полной версией прямого эфира можно ознакомиться в сети Инстаграм на стр. ro_tko)

Из данного пояснения выходит, что от жидкости мы уйти не сможем никогда, так как «…и все остальное» употреблять в пищу не прекратим. Но видно, что грязь людей уже достала. Жители домов по ул. Мира/Цедрика обращались во многие инстанции с просьбой вымыть территорию вокруг контейнеров. Региональный оператор был вынужден это сделать, о чем тут же отчитался на своей странице в Инстаграм: «По результату объезда 13.10.2020 жителями была озвучена просьба о необходимости мытья территории, прилагаемой к контейнерной площадке, от отжима мусороуборочной техники и о нехватке контейнеров на площадке по ул Мира/Цедрика. В оперативном режиме ООО «ЭкоЮг» выполнены работы по замывке площадок и мытью контейнеров».

Правда, молодцы? Однако у специалистов иная точка зрения. Наш постоянный консультант инженер-эколог Максим Рудаков считает, что замывка площадки и контейнеров производится с грубыми нарушениями санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПин 2.1.7.3550-19).

— Рассчитывая на неосведомленность жителей, им подобной замывкой пускают пыль в глаза. Закон говорит: контейнерные площадки должны быть обустроенные. Независимо от того, какой вид мусора на них собирается, они должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы площадки (п.2.1). Хозяйствующие субъекты обязаны (!) обеспечить промывку и дезинфекцию контейнеров, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию контейнерных площадок (п.2.7). И не по заявлению жителей, а регулярно! Возникают вопросы к Роспотребнадзору и Росприроднадзору: допустима ли промывка контейнеров на контейнерной площадке? Не усматривается ли здесь административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАп РФ? По моему мнению, практически каждая контейнерная площадка в городе – это готовый протокол об административном правонарушении. Жидкость, вытекающая из контейнеров, биологически активна и подвержена гниению, цветению. По сути, это возбудитель инфекции. Промывка и дезинфекция контейнеров и техники должны проводиться в специализированных мойках.

Заплати и подари

Анна Пелес, жительница села Цемдолина:

— Собственниками пластиковых бутылок, банок, картона, газет, бумаги и многого другого, что предназначено для выноса из дома, являемся мы сами. Все это неотъемлемая часть товара, который мы приобретаем и за который платим. Сегодня нам предлагают складывать вторсырье в желтые контейнеры. Во-первых, их почти нет, во-вторых, непонятно, куда везут этот пластик, может, просто сбрасывают на полигоне горы Щелба. Я бы лучше продавала свои отходы, да не знаю кому.

Максим Рудаков считает, что при многократно завышенных тарифах люди не обязаны безвозмездно нести регоператору свою собственность:

— По логике регоператора, мы должны дома отмыть и принести в желтые контейнеры сырье, которое имеет определенную финансовую ценность. Регоператор, настаивая на своем эксклюзивном праве собирать раздельное ТКО, ссылается на постановление администрации Краснодарского края №60. Поразительно, но в администрации края при разработке документа никто не обратил внимания, что ряд документов уже давно утратили свою силу. На наше обращение по данному вопросу в Министерство природных ресурсов мы получили следующее разъяснение: помимо института региональных операторов федеральный закон ввел институт расширенной ответственности производителя. Исходя из разъяснений Министерства, становится понятно, что упаковка, которая принадлежит нам по праву собственности, может быть передана не только регоператору, но и компаниям, производящим товары, или иным лицам, занимающимся утилизацией. Система раздельного сбора должна стимулироваться не повышением тарифов и установкой желтых контейнеров на общих площадках, а организацией в каждом районе приемных пунктов, где каждый может вернуть часть потраченных средств. Открытие пунктов по сбору вторсырья предусматривается и государственным проектом «Экология». Но в Новороссийске этот проект не работает.

В нашем городе есть один положительный пример отчуждения вторичного сырья – благотворительный проект «Крышечка в радость» («СОВА плюс» о нем уже рассказывала). Смысл проекта – сбор пластиковых крышек, деньги от реализации которых идут на помощь детям с особенностями здоровья. Инициативу поддержала администрация города, выделила места для боксов на бульваре Черняховского, на ул. Советов в районе «Красной Площади». К акции присоединились школы, детские сады, офисные учреждения и просто неравнодушные новороссийцы. Сбор ведет общественная организация родителей детей-инвалидов «Радость жизни».

Только факты

Деньги от оплаты за вывоз мусора предполагалось направить на строительство мусороперерабатывающих станций. Однако ничего не построено. Более 90% мусора, как и раньше, оседает на мусорных полигонах и свалках, в том числе и незаконных. К 2022 году они будут переполнены в 17 регионах страны, а к 2024 году – уже в 32-35 регионах.

В итоге власти признали, что «мусорная реформа», стартовавшая в 2019 году, провалилась, она не помогла в решении ни одной из проблем, а лишь добавила новых.

Кубань, по данным исследований аналитической службы FinExpertiza, вошла в топ-3 самых мусорящих регионов России. В 2019 году на полигоны Краснодарского края вывезли 15 млн кубометров твердых коммунальных отходов. Нас обошли только Подмосковье – 20,4 млн и Москва – 26,8 млн кубов.

Людмила Шалагина