Все! Закончилась очередная кампания по выборам в городскую Думу Новороссийска. Осталось разобраться со скандалами и сделать выводы.

Многие избиратели даже понятия не имели, кто на их округе баллотируется, потому что кандидаты не соизволили им представиться. Не было ни аналитики в местных СМИ, ни дебатов на ТВ и радиоканалах. Добросовестные кандидаты проводили встречи и устраивали субботники, но их было мало. Да и народ не особо разбежался пообщаться со своими потенциальными представителями. На общем фоне ярко проходили встречи кандидата в депутаты Андрея Фонарева – помощника депутата Государственной Думы Владимира Синяговского. Его сопровождал творческий пул, в который вошли художник Николай Джанян со своими картинами, Виктор Савельев с собственными стихами, были также гитара и ведущие. В общем, театрально-художественный балаган времен 90-х.

Самое интересное, как оказалось, происходило не на публике. Судя по разговорам и официальным обращениям в правоохранительные органы, случались странные вещи.

Из заявления в прокуратуру г. Новороссийска Андрея Богданова, кандидата в депутаты городской Думы по 12-му избирательному округу:

«Лично я и каждый из направленных мною наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса столкнулись с грубым нарушением ФЗ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской федерации», выразившимся:

— в полном запрете даже визуального осмотра реестров проголосовавших и книг списка избирателей,

— в полном игнорировании всех жалоб и заявлений, которых было составлено не менее 50 штук,

— в нарушении всех норм порядка подсчета голосов.

На избирательных участках создавались препятствия для полноценного, соответствующего голосованию наблюдения за процессом голосования. Наблюдателям препятствовали участвовать в подсчете голосов, нарушался порядок подсчета списков избирателей, бюллетеней, в протоколы вносились данные, не соответствующие действительности».

На этот участок раз шесть вызывались сотрудники правоохранительных органов. Более того, Андрей Богданов сделал заявление, что с ним и его помощником вели переговоры должностные лица администрации города. Они объясняли, что есть люди, которые лучше, чем он, ориентируются в политике, и предлагали озвучить его личные проблемы и просьбы. Надо полагать, в обмен на то, что он снимет свою кандидатуру.

В прокуратуре лежит заявление и от кандидата в депутаты Олега Пустошкина, который баллотировался по избирательному округу №1:

«…По данным наших наблюдателей, в результате трех дней голосования на избирательном участке 34-01 общее количество проголосовавших не должно было превысить 500 человек. Подсчет осуществлялся визуально, с тщательным занесением каждого избирателя в таблицу визуального подсчета. В итоговом протоколе появилась цифра выданных бюллетеней в количестве 1209 штук, что на 700 голосов больше. По результатам проверки выяснилось, что четыре из семи сейф-пакетов (урны, с которыми члены комиссии выезжали на дом) были заменены».

Кандидат уверяет, что ему неоднократно звонила замглавы города г-жа Воронина, которая приглашала его на переговоры в администрацию, где предлагала сняться и сократить число наблюдателей. Зачем? По все видимости, чтобы наблюдатели не мешали делать вброс бюллетеней. Жалобы по результатам выявленных нарушений на участках 34-02 и 34-03 не принимались. А особенно примечательным был финал – председатели участков убежали с итоговыми протоколами, не дав с ними ознакомиться членам комиссии.

«…На основании вышеизложенного считаю, что заместитель главы города Воронина принимала непосредственное участие во всей избирательной кампании в городе, оказывала давление на отдельных кандидатов, которые, по ее мнению, могли создать проблемы и помешать сделать вбросы бюллетеней, для искусственного поднятия явки по выборам губернатора, а также лично давала указания председателям территориальных избирательных комиссий и председателям участковых избирательных комиссий г. Новороссийска».

Но главным скандалом выборов стал арест лидера новороссийского отделения партии «Справедливая Россия» Михаила Ерохина. Видео задержания сразу же показали по центральным каналам телевидения. Кто-то поверил, что кандидат требовал у администрации взятку, а кто-то посмеялся.

По мнению координатора новороссийского отделения ЛДПР Алексея Супруненко, эти выборы оказались самыми грязными за всю историю города. На кандидатов, не относящихся к партии власти, оказывалось давление, им угрожали, были попытки подкупа со стороны местных высокопоставленных чиновников. Не желая принимать участие в подобном безобразии, многие либерал-демократы и самовыдвиженцы после подобных «бесед» снимали свои кандидатуры.

— Задержание Ерохина – это спланированная провокация, — считает Алексей Супруненко. — Я был свидетелем того, что происходило, но по каким-то причинам меня до сих пор не вызвали на допрос.

По словам Супруненко, его пригласила в администрацию города заместитель главы города Татьяна Воронина. В кабинете также находились замглавы города Наталья Майорова и кандидат от партии «Единая Россия», перед которым на столе лежала сумка.

— Спустя некоторое время меня попросили пригласить коллегу по партии Борщева, даже послали за ним личного водителя Ворониной. Прибывшему Борщеву Воронина без обиняков предложила варианты «решения вопроса», чтобы он снялся. Когда в кабинет вошел Михаил Ерохин, все внимание переключилось на него. Ему дали понять, что необходимо оказать влияние на некоторых однопартийцев в пользу кандидатов от «Единой России». Однако Михаил был принципиален и решительно отказался принять подобное предложение, заявив, что все пойдут на этих выборах до конца. Неожиданно кандидат-единоросс соскочил с места и заявил, обращаясь к Ворониной, что ему все надоело и денег никому он больше давать не будет. Вскоре мы с Борщевым покинули кабинет, в котором остались Майорова, Воронина и Ерохин. Утром 13 сентября стало известно, что Михаил Ерохин вымогал у чиновницы 2,1 млн. рублей в обмен на то, что со стороны справороссов во время выборов не будет провокаций, — рассказал в своем интервью нашей газете Алексей Супруненко.

А в своем заявлении в прокуратуру он написал:

«…Буквально через небольшой промежуток времени после моего визита в этом же кабинете произошло задержание Михаила Ерохина. Понимаю, что проводилось оперативное сопровождение с применением аудиозаписи, а значит, должны остаться доказательства той провокации в отношении меня и кандидатов от ЛДПР».

На нечистоплотность последних выборов жаловались многие кандидаты. Если все заявления достоверны, то были попраны все принципы демократических выборов. Какое отношение вообще к выборам и деятельности избиркома имеют чиновники администрации и от имени кого они выступают? Как вообще может повлиять на выборный процесс человек, не входящий в состав комиссий? И за что ему предлагать взятку?

Считается, что выборы в местные и региональные представительные органы власти – это генеральная репетиция выборов в Государственную Думу. Репетиция оказалась показательной, теперь ясно, чего ждать от премьеры.

Посмотрим на результаты прошедшей компании.

Несмотря на арест и уголовное дело, Михаил Ерохин победил по 11-му избирательному округу, получив 2484 голоса из 4735 принявших участие в голосовании граждан (всего на округе 6698 избирателей). Эту новость он узнал, сидя в камере ростовского СИЗО.

От партии «Единая Россия» боролись кандидаты на 28 округах и победили на двадцати трех. В этой «обойме» случился конфуз на округе №33 – Андрей Фонарев получил всего 352 голоса из 7 560 зарегистрированных избирателей, уступив самовыдвиженцу Чечелю А.А.

Что касается КПРФ и ЛДПР, то ни один из выдвинутых этими партиями кандидатов не избран в новый состав городской Думы. Общее количество избирателей, отдавших свои голоса КПРФ, – 13010, это порядка 5,7% от всех зарегистрированных в городе избирателей. За ЛДПР проголосовали 8239 избирателей (3,6%). За партию «Справедливая Россия» проголосовал в общем 10101 избиратель (4,4%). На 11-м и 17-м округах эта партия победила и получает 2 депутатских места. В новой Думе получили 9 мест самовыдвиженцы, правда, некоторые из них те же единороссы. Одно место у «Партии Роста».

Существенные ли это изменения в представительной власти города? Конечно, нет.

Людмила Шалагина