Непопулярная мусорная реформа, которую не поддерживают многие жители, никак не приживается в Краснодарском крае.
Вслед за станицей Родниковской «мусорный бунт» назревает в станице Михайловской. Широкий резонанс получил конфликт по поводу полигона ТБО в Белореченске, где из-за нарушений технологий захоронения мусора начались процессы гниения и запах на всю округу. Против неоправданно высоких тарифов за вывоз отходов выступают жители Горячего Ключа. Затормозилось строительство двух мусороперерабатывающих заводов на территории Краснодара – выяснилось, что в генплане им места нет. В общем, проблемы обостряются.
Несмотря на то, что игра по новым правилам не устраивает и жителей Новороссийска, гендиректор ООО «ЭкоЮг» (ранее «МехуборкаЮг») Владимир Шило считает, что ситуация на мусорном фронте стабильная. Руководство «ЭкоЮг» также фрмулирует основной смысл реформы – «ввести по всей стране раздельный сбор мусора». То есть задачу перед собой поставило предельно узкую. Даже не будучи специалистом в области обращения с отходами, можно понять, что проблема должна решаться комплексно – это и уничтожение несанкционированных свалок, и сокращение объема захораниваемых отходов, развитие сортировки мусора, строительство мусоросжигающих заводов и многое другое. Кроме прочего, из серого мусорного бизнеса финансовые потоки должны стать прозрачными. Именно для решения этих вопросов и создана структура регоператора.
В качестве эксперта мы пригласили для разговора инженера-эколога Максима Рудакова, специалиста по промышленной экологии.
— У новороссийцев каша в голове. Сначала договоры с жителями начали оформлять представители «МехуборкиЮг», при чем в кассах даже отказывались принимать деньги, объясняя это тем, что деньги могут не дойти до адресата. Потом появилась новая компания «ЭкоЮг», с которой вообще договор никто не подписывал, но она объявила себя правопреемником «МехуборкиЮг». Что за чехарда?
— Я изучал этот вопрос. На конец марта на сайте министерства топливно-энергетического комплекса предприятие ООО «ЭкоЮг» в списке региональных операторов не числится. Значит, оно не имеет лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами и, следовательно, не имеет права заключать договоры на осуществление какой-либо деятельности. Кроме того, никто не объявлял о закрытии ООО«МехуборкаЮг».
— А кто ее учредители?
— У нас с Анапой одни учредители/ фамилии их называть не буду. Положение у них очень сложное. В Анапе бастуют дворники, которые несколько месяцев не получают зарплату, соответственно, у учредителей проблемы с выплатой налогов. Кроме того, до конца марта они должны были провести рекультивацию анапского полигона. Обязательство по решению суда возложено еще четыре года назад. На сегодняшний день не существует даже проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу. Вот и делайте выводы о перспективах для Новороссийска.
— А может на повышение тарифа влиять высокая стоимость утилизации на мусоросортировочном заводе?
— Вы имеете в виду комбинат «Терра-Н»? Но он не утилизирует, а обрабатывает поступающие отходы. Приблизительно 80-90 процентов их отправляются на полигон для захоронения. Утилизация – это повторное применение отходов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, как это прописано в ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления». Она, напротив, должна снижать тариф.
— А «раздельный сбор», сакральный смысл всей реформы, как влияет на тариф?
— По смыслу закона, производитель товаров своими силами или с привлечением организации, которая занимается утилизацией, обязан обеспечивать определенный процент сбора картона, стекла, упаковки и так далее. В случае невыполнения обязанностей предусмотрен экологический компенсационный сбор. Это уже давно отработанный процесс. Компании, которые работают на прием вторсырья (при условии, если вы сами его привозите), оплачивают сданное вторсырье. У нас этот процесс еще плохо развит, а в Европе в больших супермаркетах стоят автоматы по приему тары (стекло, алюминий, пластик). При покупке товара учитывается сумма, на которую вы сдали вторсырье. И еще – сам РЭК не делает расчетов, а утверждает тариф на основании заявок, которые предоставляет регоператор.
— И кто тогда рассчитал наш тариф?
— Никто. По закону, в течение четырех сезонов должны проводиться натурные замеры ТБО. Результаты исследуются, и на их основании разрабатываются тарифы. На сайте ЖКХ края официально опубликованы результаты работы ООО «Центр создания систем обращения с отходами». Эта работа обошлась краю в 6 950 000 рублей. В свободном доступе и исследование нормативов накопления. Изучив всю информацию, я нашел упоминание о Новороссийске, но не нашел данных о натурных замерах. Нас усреднили с Крымском, Геленджиком и Славянском-на-Кубани. На каком основании – неизвестно. Существует постановление правительства №269 от 4 апреля 2016 года «Об определении нормативов накопления ТБО». Данную работу «Центр» должен был проводить в соответствии с требованием, где прописывается порядок и условия, которые должны быть учтены и проработаны при проведении замеров. Этого не сделано. Возникает вопрос: насколько справедливы нормативы накопления, которые использует «МехуборкаЮГ»?
— Это серьезное нарушение?
— Да. Уже есть прецеденты. Омским областным судом рассмотрен иск гр. Яковлевой к РЭК об отмене нормативов на вывоз мусора. В основу спора легли претензии к компании, которая должна была проводить замеры. На территории, где проживает Яковлева, замеры не проводились. Это поставило под сомнение корректность цифр, которые легли в основу утвержденных нормативов. Дело № 3а-2/2020 (3а-85/2019) ~ М-92/2019. В Пермском крае юристы тоже отменили нормативы, доказав, что они необоснованны. Процесс идет в других регионах. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Людмила Николаева
Свежие комментарии