Объявление о наборе в симфонический оркестр лично у меня вызвало шок. Откуда он взялся в городе, который в плане культуры лишен практически всего? Оказалось, что столь грандиозный проект – сугубо частная инициатива.
Я стояла у входа в театр и смотрела, как выходят музыканты с инструментами — совершенно незнакомые люди! Откуда они? Нашему музыкальному училищу уже больше 50 лет, но поскольку в городе негде работать, его выпускники уезжают или меняют профессию. Наконец, мелькнула Олеся Бойко, пианистка с консерваторским образованием. Когда-то она возглавляла управление культуры, а теперь, значит, в оркестре?
Я забросала ее вопросами: чья инициатива? что за музыканты составляют основу? сколько человек в оркестре? откуда дирижер? что за репертуар?
Главная неожиданность — оркестр создает основатель «Первой семейной клиники» Юлия Косякова. В прошлом году она открыла школу классического искусства и балета, пригласив возглавить ее балерину Лилию Запашную. Если с Лилией Фердинандовной новороссийцы уже знакомы («СОВА плюс» о ней рассказывала), то Юлия Борисовна, думаю, не только для меня стала открытием. Она приехала в Новороссийск из холодного Томска, работала заместителем главы города по экономике и финансам, вышла замуж за известного врача Игоря Косякова, с которым и основала «Первую семейную клинику». И вдруг занялась меценатством?
— Зачем вам это? — первый вопрос при встрече.
— Я живу в этом городе. В Томске окончила школу, университет. Училась в музыкальной школе по классу скрипки. И, сколько себя помню, мы с родителями, с одноклассниками, а позже со студентами, почти каждый вечер пропадали в театре, филармонии или в галереях. Томск ненамного больше Новороссийска, а вот по уровню культуры между городами пропасть. В Томске три драматических театра, театр-студия, студенческий театр, большой, камерный и органный концертные залы филармонии, Дворец зрелищ и спорта, несколько летних концертных площадок. Имеется свой симфонический оркестр, хоровая капелла и хор юношей, художественный музей, галереи. В общем, культурная жизнь кипит. А здесь небольшой гортеатр и МКЦ, который очень редко принимает гастролеров. Все! Спросите наших детей, когда они были в театре, и выяснится, что большинство не ходили никогда. Причин несколько. Первая – а куда, собственно, идти? Вторая, вытекающая отсюда, – нет привычки, потребности, желания общаться с искусством, поэтому молодежь находит другие интересы. Мне же хочется, чтобы и балетная школа была, и симфонический оркестр. Я это делаю для себя, для своих пятерых детей, для детей всего города. Это мой суперпроект, который я осуществляю.
— Где набрали музыкантов, откуда дирижер?
— С оркестрантами мне помогла Олеся Григорьевна Бойко. Мы друг друга не один год знали.
— Как-то я зашла к Юлии Борисовне, — подключилась к разговору Олеся Григорьевна, — а у нее на столе скрипка. Я поинтересовалась, кто в семье играет, оказалось, она сама. Тогда я предложила ей аккомпанировать. Так она узнала, что я пианистка. А позже поделилась своей мечтой создать симфонический оркестр и предложила стать его художественным руководителем. В городе оказалось много приезжих музыкантов, которые не могут найти работу. Они вложили 12 -17 лет жизни в обучение, а в Новороссийске остались без работы. Сегодня в оркестре уже 35 человек, полный состав малого симфонического оркестра. Дирижер – Константин Владимирович Милешкин, он был начальником и худруком Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа. Сейчас работает в музыкальной школе в Анапе. Расстояние между нашими городами небольшое, так что не проблема приехать на репетиции. Юлия Борисовна приобрела для оркестра целый комплект первоклассных ударных инструментов, арфу, рояль.
— Вакантные места в оркестре еще есть?
— Конечно. Мы ждем классных музыкантов.
— Юлия Борисовна, оркестр или балетная труппа – это государство, где действуют свои законы. Это может быть и автократия, и демократия. В вашем случае, какая форма правления?
— Думаю, образованная монархия. Этот строй я считаю лучшим.
— У образованных монархов помещения для репетиций имеются?
— Конечно! У нас великолепное помещение для школы балета, – поддержала разговор Лилия Запашная. — А какой замечательный швейный цех! У наших маленьких балерин уже 90 базовых костюмов, созданных по оригинальным дизайнерским проектам. Все очень серьезно.
— Тогда что вы в гортеатре делаете?
— К премьере готовимся.
— ???
— В апреле на сцене городского театра состоится премьера детского балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна в сопровождении оркестра «Симфония Новороссийска». Декорации к балету изготовили в Санкт-Петербурге. И это не случайность. Есть цепочка очень интересных исторических совпадений. Балет «Чиполлино» мы ставим в год 100-летия КаренаХачатуряна. Также 100 лет назад Всеволод Мейерхольд в Новороссийске создал симфонический оркестр, который дал три концерта – в Новороссийске, Абрау-Дюрсо и в Гайдуке. Еще одно совпадение – в оркестре Мейерхольда было 35 музыкантов. Как и у нас. К этому 100-летнему юбилею мы повторим гастрольный маршрут, и не только с оркестром, но еще и с балетом. Руководство винного дома Абрау-Дюрсо нас поддержало, думаю, и с Гайдуком мы договоримся.
— Симфонический оркестр может превратиться в бизнес-проект?
- Убеждена, что может. Эта ниша в городе пустует, а запрос у общества есть. До премьеры балета еще два месяца, а билеты на три спектакля «Чиполлино» уже раскупаются в кассах театра. Каждый проданный билет – голос в поддержку балетной школы. И на концерты симфонического оркестра люди пойдут. И он воспитает не одно поколение влюбленных в музыку людей, ведь это отточенная столетиями живая вибрация. Это то, без чего наша душа бедна по определению.
Людмила Николаева
Свежие комментарии