Общероссийский профсоюз педагогов разработал законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к учителям. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях. Если будет принят закон «О статусе педагога», то родители нарушителей могут заплатить от 500 до 3000 рублей, а в случае нападения на педагога — до 5000 рублей.

Поправки также подразумевают ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за оскорбление педагога составит от 100 до 150 тысяч рублей.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег, сообщают «Известия». Чаще всего опрошенные называли причиной этого явления желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками. Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда и как следствие падением авторитета профессии. Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.

Но есть и другая сторона медали – на оскорбления, а порой и рукоприкладство со стороны учителей жалуются школьники. И им гораздо сложнее отстоять свои права, запретить педагогу называть их «дебилами» и «даунами».

О том, как избежать оскорблений в школе, помогут ли штрафы быть взаимно вежливым во время учебного процесса, рассуждают сегодня новороссийцы.

Евгений Титков, уполномоченный по защите прав ребенка в Новороссийске, начальник управления по делам несовершеннолетних:

— На комиссии по делам несовершеннолетних мы разбираем факты, когда учителя пострадали от детей. И, как в любом случае, определяем, есть ли родительская вина в проступке ребенка. Если она есть, то применяются разные способы воздействия на мать или отца: от предупреждения до подачи заявления в суд на лишение родительских прав. Штраф 500 рублей за неисполнение родительских обязанностей и сейчас существует в этой цепочке профилактической работы. Не знаю, насколько более действенным будет повышение суммы штрафа. Дело ведь не в сумме, а в неотвратимости наказания. Кому-то из родителей хватает предупреждения, а кого-то ничто не заставит заниматься своим ребенком.

Елена Афендулиди, директор школы № 21:

— Думаю, что штрафы нужны. Даже если мы будем их применять исключительно редко, то сама по себе такая правовая норма заставит некоторых родителей задуматься о том, кого и как они воспитывают. Сегодня учитель абсолютно не защищен. Для того, чтобы работать в школе, педагогу надо поистине иметь железные нервы. Ведь некоторые ученики открыто издеваются над учителями. Приходят в школу молодые талантливые педагоги с горящими глазами, полные идей. И уходят, потому что не смогли выдержать унижений.

Судя по всему, такая модель поведения идет из семьи, где пренебрежительно и оскорбительно высказываются в адрес учителя. А если будет понимание, что за проступки ребенка можно расстаться с ощутимой для семейного бюджета суммой, то будут чаще говорить об уважении к педагогу.

Валентина Гугуян, бабушка двух внуков:

— Я не могу понять, почему речь зашла о штрафах для родителей? Иногда неадекватное поведение школьников провоцирует сам учитель. Однажды я стояла в коридоре и слышала, как в классе дико орала учительница: «Вы идиоты, не понимаете простых вещей. Зачем вас только рожали ваши матери?!» Представляете, какое оскорбление для родителей? На фоне этого крика меркнет тот шум, который создают дети. Потом узнала от внука, что это норма на уроке математики, который ведет заслуженная опытная учительница, с разными званиями и регалиями. Спрашиваю: это единственный учитель, который кричит на вас? Оказалось, что еще двое педагогов ведут себя так же.

Инна Мирошниченко, член родительского комитета:

— Хочу сказать, что нормальные отношения учителей и учеников – это совместная работа. И родители очень часто не на высоте. Мы в классном чате обсуждали случай, на который по-разному смотрят родители и педагоги. Одна мама написала: «Караул, это что, нормально, когда учитель дает подзатыльник ребенку? Моему сегодня дала учительница русского языка…» Такой визг поднялся в группе: ах они такие-сякие, учителя. И больше всех возмущались мамы самых отпетых хулиганов.

Как член родительского комитета, я потом разговаривала с этой учительницей. Оказалось, пацан двадцать минут передразнивал учительницу, когда она вела урок. Повторял разными голосами то, что она произносит. На замечания не реагировал. Тогда она подошла, жестко взяла за плечо и потребовала выйти из класса. Может, рука тяжелой показалась. Может, мальчик провокатор. Кстати, он не только над учителями издевается, от него одноклассники плачут. Я бы сама штраф выписала его родителям.

Андрей Калинин, программист:

— В школе, где учится моя дочь, тоже бывают случаи, когда не правы обе стороны. Я считаю, что нужно поставить видеокамеры во всех классах. Тогда будет ясно, кто прав, кто виноват. Когда уроки будут идти под прицелом видеокамер, то и учителя, и дети станут вести себя прилично, чтобы к ним не было претензий.

Валерий Кожин, пенсионер, учитель труда:

— Мир перевернулся с ног на голову. То, что происходит в обществе, называется абсурдом, потерей нравственности, не знаю, как все это назвать. Учителя по одну сторону баррикад – ученики и их родители по другую??? Норма – это, когда семья и школа действуют заодно. Я работал в советское время. Отношение к детям было другое, отношение к учителям – тоже. Я мальчишек учил столярничать, слесарничать, всю школьную мебель отремонтировали. Ко мне бежали учиться тому, что не всегда дома покажут. Для меня эти парнишки были как дети. Вы думаете, тогда хулиганов не было? Были. Но я говорил: ты свою лихость у станка покажи. За сквернословие – внеочередное дежурство по классу. Все складывалось без ора и ругани.

Сейчас образование стало сферой услуг. Педагог оказывает услугу, а не сеет разумное и доброе. Есть услуга, и есть клиенты. Вот такое потребительское отношение.

Инга Моисеева, мама второклассницы:

— Никогда не забуду, с чего начался первый класс у дочери. Я настраивала ребенка, говорила, что в школе она узнает много интересного, встретит новых друзей, учитель будет добрым наставником. У меня девочка с небольшим заиканием, очень переживала по этому поводу. Я учительницу предупредила, что ей нужна поддержка и больше времени для ответа.

На первой же неделе дочка пришла в слезах. Она отвечала у доски, растерялась, стала сильно заикаться. Учительница оборвала ее, назвала бестолковой. У ребенка была истерика. Две недели лечили ее у психотерапевта, потом перевели в другой класс, сейчас дочка – отличница. Вот как быть с той, первой учительницей? Тут и штрафа мало. Подорвано психическое здоровье ребенка. Но разве докажешь что-то?

Анна Гордеева, бабушка:

— Я зашла в школу на перемене: дети матерятся, как алкаши под забором. Учителя как будто не слышат их разговоров. Во дворе сидят родители, которые употребляют словечки похлеще. Круговорот. Это нездоровье общества. Надо поднимать общую культуру. Штрафы не помогут.

Светлана Добрицкая