На месте концертного зала «Приморский» на Косе, как говорил недавно мэр, планируется строить выставочный комплекс. А, может, не на Косе, а в парке Ленина. И вообще непонятно, будет там реальная живопись или виртуальная, поскольку говорится о каком-то интерактивном варианте. Не исключено, что картинам и места не найдется, отдадут под экспоцентр и все. Зато твердо решено, что на месте автостоянки на Малой земле скоро вырастет многоуровневый паркинг с торговыми точками. Как всегда, колбаса торжествует.
За 30 лет в Новороссийске не появилось ни одного объекта культуры. А если молчать, не просить и не требовать на всех уровнях, то и через 60 лет ничего не появится. На эмоциях собралась на днях инициативная группа небезразличных горожан, чтобы обсудить ситуацию. Редакция независимой городской газеты «СОВА плюс» присутствовала почти в полном составе, потому что именно на ее страницах не раз публиковались критические материалы о реальном состоянии культурной базы в нашем городе. О чем, собственно, шла речь?
Геннадий Панько, скульптор:
— На самом деле, выставочный зал на периферии города и не нужен — все равно народ ходить не будет. Он должен размещаться только в центре. Выставочный зал, который когда-то у художников отняли и продали, находился на улице Советов и был центром культурной жизни, там постоянно проходили мероприятия. На его месте давно идет торговля, а под выставки отвели две комнатки в пятиэтажке, в старом пенсионном фонде. Туда посетителя не заманишь, помещение совершенно не приспособлено для экспозиций. Понятно, что содержание городского выставочного зала — лишняя статья расхода для муниципалитета. Но это участь всех культурных объектов во всех городах. И наш — далеко не самый бедный.
Владимир Зуев, кинорежиссер:
— Когда-то в Новороссийске проводились фестивали документального кино, Перестройка убила этот фестиваль, как и многое другое. Сегодня даже вопрос об этом не стоит. А главное – и потребности уже нет. Довольствуемся тем, что нам подают. Истинные ценности идут под снос, их заменяют сиюминутной халтурой. Очень жаль наших детей — они вообще знать не будут, что такое культура. Все интерактивные штучки, которые возводятся в ранг современности, – обычная бытовуха. Они не обогащают жизнь, не заменяют живого общения, живой музыки, творческих поисков. Новороссийск лишен культурной среды, и, самое страшное, это никого не заботит. Видимо, надо объединяться людям, которые хотят что-то изменить. выдвигать своих лидеров, которые будут отстаивать точку зрения горожан, а не делать вид, что все хорошо.
Владимир Ильич Сердюк, заслуженный деятель культуры:
— Ситуация необходимости создания культурного пространства была и в 60-е годы. По всей стране открывались театры, клубы, художественные, музыкальные школы, много педагогов-просветителей было, которые воспитывали культурную нацию. И художественная школа имени Эрьзи в те годы открылась как необходимый городу институт. Наша администрация сейчас не оценивает глубину происходящих процессов, не понимает, что культурный вакуум неизбежно заполнится антикультурой. Без изменения культурной матрицы тенденцию к закату не остановить.
Наталья Семенова, генеральный директор «Центра социальных инициатив»:
— Когда на наших глазах Дворец пионеров и прилегающий к нему выставочный зал на улице Советов приходили в упадок, было досадно, что мы не в состоянии защитить эту часть нашего детства. Потом здание перестало быть объектом культурного и исторического наследия, и на его месте возникли бутики. Ну что ж, думали, значит, пришло время строить новое. Дворцу пионеров место нашлось, а выставочному залу — нет.
Можно было бы сослаться на особенность нашего времени: число выставочных и театральных площадей в стране уменьшается даже в городах-миллионниках. Но, по отчетам Ольги Голодец, в 2018 году в театрах России побывали 40 миллионов человек – это рекордная цифра, даже во всем Советском Союзе столько не ходили. Значит, нужна людям культура?
Да, в регионах галереи и театры – не самые коммерческие проекты. Именно по этой причине в 2017 году Министерство культуры по поручению правительства РФ разослало в органы местного самоуправления распоряжение № P-965 с нормативами по количеству театров, кинотеатров, музеев, цирков и библиотек на душу населения. В сравнении с ними наш город выглядит очень блекло. Минкульт считает, что у нас, кроме драмтеатра, должны быть театр музыкальный, театр юного зрителя, театр кукол, филармония, два концертных зала, не считая прочих «очагов» по видам искусств. Конечно, есть сомнения: кто за сей банкет будет платить? Оговорка в распоряжении такая есть: «Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования)». У южных ворот России денежек, получается, нет. А другие, не столь хлебные города, не отказывают себе в роскоши иметь выставочные залы, филармонии и галереи. Например, в Калуге с такой же численностью населения 8 таких объектов (музеи космонавтики и памятные места К.Циолковского не в счет). Культура – не та область, которая интересует губернаторов, поэтому принцип финансирования остаточный. Даже для проведения Фестиваля театров малых городов России Евгений Миронов, руководитель Театра наций, рассылал чиновникам просьбы помочь коллективам приехать.
Крайне неразумная политика финансирования приводит к тому, что и красавец Новороссийск, и город-герой, а показать-то нечего, кроме вечерней набережной. И даже не о туристах забота, они найдут, где следующий отпуск провести. Детям своим что оставим?
Катерина Верба, художник, куратор проектов в области современного искусства:
— Выставочный зал, несомненно, нужен. Как нужен и музей искусств в городе, и центр современного искусства – нужны разные площадки, для развития в разных направлениях, для разной аудитории. Но разве только художникам это нужно? И разве только в этом проблема? Людям хочется дышать культурой. Посмотрите на наш город с блестящими памятниками и пластиковыми так называемыми «садово-парковыми скульптурами». Можно, конечно, восхищаться, ведь это лучше, чем дыры в асфальте или лужи грязи. Мы просто порой выбираем между разрухой и дешевыми китайскими украшениями. Недавно в город приезжали художники из Вены, они с улыбкой фотографировали наших зелёных слоников, спрашивали, почему они здесь. А я краснела от стыда. Как сказать, что мы пытаемся прикрыть свою культурную ущербность мишурой? Куда смотрит городской художественный совет, не знаю. Впечатление, что все происходит с его молчаливого согласия.
На днях была в Краснодаре на встрече-дискуссии с Ларисой Гринберг, представителем департамента регионального развития ГЦСИ (Государственный центр современного искусства). Она, кстати, приезжала в Новороссийск на Биеннале в 2017 году. Так вот, Гринберг подчеркнула, что провинциальность – это отказ от развития, а не географический фактор. Наш город долго пребывает в культурной стагнации. Вроде бы стал лучше, но культуры без последовательного развития и создания образовательных площадок – не бывает. Где у нас такие кластеры?
Я с уважением отношусь к труду девочек из управления культуры, которые стараются, мерзнут на ветру на городских праздниках, снова и снова организуют концерты местных коллективов. Они ставят фотозоны из бумажных цветов, потому что не знают, как по-другому. Их надо оправлять учиться по всему миру, надо выращивать своих профессионалов, которые поведут город в ногу со временем.
Мне кажется, надо создать альтернативное художественное сообщество, в которое вошли бы эксперты из разных областей — музыканты, архитекторы, литераторы, поэты, историки, экологи, журналисты, которые могут высказывать профессиональные рекомендации, перенимать опыт друг у друга, занимать активную гражданскую позицию. Надо что-то делать самим, а не только полагаться на власти. Самоорганизации и горизонтальные связи – это тенденции, которые сейчас сильны во всем мире, и не только в современном искусстве.
В какую структуру объединяться и с кем, какую стратегию и тактику выбрать для достижения целей — это вопросы завтрашнего дня. А информационная площадка уже есть — газета «СОВА плюс».
Людмила Шалагина, Ирина Писарева.
На фото: Улица Советов, 40. Здесь был выставочный зал.
Письмо в тему
«Здравствуйте,
уважаемая «СОВА». Прочла статью
Л.Шалагиной о засорении визуальной
среды пластиковыми уродцами и ширпотребными
«скульптурами». Признательна, что вы
подняли тему эстетического насилия над
жителями нашего славного города.
Наверное, люди, которые отвечают за
подобное «украшательство», лучше
понимали бы, что гармонично, а что нет,
если бы имели возможность развить свой
художественный вкус, не застревая на
уровне поделок кружка пенсионеров при
ЖЭКе.
Возможно, исправить этот вывих
в эстетическом воспитании масс мог бы
выставочный зал. Если бы он был. Говорят,
для него не находится места. А я присмотрела
отличное местечко. С высокой проходимостью,
в центре, в месте массового тяготения
людей. Это новостройки с апартаментами
на горпляже, которые после губернаторской
нахлобучки переименовали в нечто не
раздражающее закон. Раз уж нельзя их
снести, то хотя бы душеполезно для
горожан использовать. Вот бы администрация
города, согласовавшая эти проекты,
опомнилась, истребовала для муниципальных
нужд часть пространства и отдала бы под
муниципальный выставочный зал.
Если
бы моя фантазия чудесным образом
осуществилась, я бы считала это приемлемой
компенсацией понесенных не только мной
эстетических страданий. С уважением,
Вера Афанасьева»
Свежие комментарии