С огромной надеждой на кардинальные изменения в градостроительной политике и с верой в то, что будущее Новороссийска создается именно для людей, редакция газеты «СОВА плюс» предлагает городской администрации избавить город-герой от двух пошлых явлений.

1. Псевдо-скульптурный ширпотреб

Штамповка из далекого Китая вагонами отправляется по всему миру. Основными потребителями этого «творчества» являются малоразвитые азиатские государства и Новороссийск. Последний, по всей видимости, приобрел их раз в десять больше, чем все страны третьего мира. Эти изваяния вольготно разместились в городских скверах, парках, аллеях, раскрыв пасти и выгибаясь в неестественных позах. Приехавшая ко мне питерская приятельница, увидев очередную гипсовую девицу на клумбе, не удержалась: «Господи! Какие сиськи в Новороссийске!» Вопросы «кто и сколько за это платит?» давно висят в воздухе. Зачем вообще замусоривать город-герой столь сомнительными украшениями?

Еще жив был скульптор, заслуженный деятель искусств Кубани Николай Божененко, автор памятного знака «Линия обороны Малой земли», который в народе называют «Матрос с гранатой», когда у нас стали появляться первые «кариатиды» и «атланты». Тогда он возмущенно писал в творческие организации, давал интервью газетам: «Я помню, каких трудов стоило раньше утвердить эскиз какого-либо скульптурного изображения, которое могло появиться в публичных местах Новороссийска. Любая скульптурная форма проходила городской совет, потом краевой. Учитывалось все – целесообразность появления, место, назначение, влияние. И только тогда мы начинали работать. И все это понимали и принимали. Ведь Новороссийск – город федерального значения. И поэтому абы что в городе-герое никогда появиться не могло».

Интересная информация прозвучала из уст Натальи Павловой, члена Союза художников, бывшего члена экспертного Совета художественного фонда РСФСР, проработавшей в системе худфонда более 25 лет:

— На самом деле, памятников в городе очень мало. Практически все, что есть, – памятные знаки. Для их утверждения достаточно было одобрения городского и краевого худсоветов. А чтобы поставить памятник, нужно было пройти еще и строжайший республиканский конкурс, в котором принимали участие скульпторы со всей России. Затем в городе проходил референдум, итоги которого утверждал Совмин. И только тогда скульптор мог начинать работу над изваянием. А на установку бюстов надо было получить дополнительно решение правительства СССР. Я до сих пор помню, как в городе проходил референдум по установке мемориального комплекса «Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны». На улице были установлены макеты скульптур всех мастеров, принимавших участие в конкурсе. Я, как и многие горожане, поставила свою подпись под великолепной работой Цигаля.

А то, что сегодня появляется на наших улицах, – это, конечно, безобразие. Кстати, наряду с дельфинчиками, лавками и мусорными баками садово-парковым украшением считается и скульптурное изображение Александра Сергеевича Пушкина.

Видимо, садово-парковым украшением, одновременно с колодцами, журавлями и телегами, одолевшими Новороссийск еще в 2008 году, считается и шагающий Брежнев, и отцы-основатели города. Кстати, Наталья Павлова пояснила, что качественной скульптурой считается то изваяние, которое одинаково хорошо смотрится с любой точки. Как наш «Неизвестный матрос» или памятник погибшим рыбакам сейнера «Уруп».

Республиканский художественный Совет на сегодняшний день – организация вполне жизнедеятельная. Его пока никто не отменял, он и сейчас отвечает за качество поставленных монументов.

2. Пластмассовая зелень

Этот китч весьма недешев и многих раздражает, но интернет рулит. Фирма «Хит!Арт» предлагает одного слона в 2,5 метра за 425 тысяч рублей. У нас целое стадо подобных слонов «пасется» недалеко от Кутузовского круга. Гуляющая зеленая парочка стоит как один слон. Можно даже прикинуть, сколько миллионов на них потрачено.

В фильме Тима Бертона «Эдвард Руки-ножницы» с Джонни Деппом главный герой осознает, что у его рук-ножниц есть не только недостатки, но и достоинства – он может очень искусно создавать скульптуры из обычных кустарников. Конечно, это сказочная притча, но ведь люди, создающие кустарниковые скульптуры действительно существуют, и даже в Новороссийске. В 60-70-х годах в городском парке трудились мастера, придававшие растениям причудливые формы. Основой для топиариев служили кусты самшита и кизильника. Это кропотливая, требующая умения и таланта работа, а главное – желание сделать город зеленым, интересным и особенным. Но оно того стоит!

А что сейчас растет в нашем южном городе, старательно завлекающем туристов и отдыхающих? Искусственные зеленые фигуры! Недавно на проспекте Дзержинского еще и пластиковая сакура «зацвела». Не надо ничего выращивать, поливать, удобрять, не надо приглашать садовника. Просто открыл каталог, ткнул пальцем и купил. И то думать надо, что заказывать. Еще можно оправдать появление скрипичного ключа у музыкального колледжа или мяч возле стадиона. А вот слоны, пасущиеся в Новороссийске на голом асфальте — это же абсурд.

Топиарный пластик – это шаблон и однообразие. Слоны шагают по всем примитивным скверам России. Это коммерческий проект из одного каталога, самый лёгкий путь обустройства городского пространства. Словом, пыль в глаза, а не озеленение.

Надо набраться мужества и признать, что Новороссийск нечаянно попал под мощную струю писающего китайского мальчика. Пора уже остановиться. Давайте тратить казенные средства на действительно качественные проекты! Хотя бы из уважения к городу, в котором все мы живем.

Людмила Шалагина