Это не шутка, не завиральная идея, а самая что ни на есть действительность – депутаты Госдумы обсуждают законопроект о сокращении рабочей недели до четырех дней. Об этом сообщил первый заместитель руководителя думской фракции «Единая Россия», член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев. Если законопроект легко пройдет все три чтения, то уже в 2020 году россияне перейдут на четырехдневку.
Что
толкает органы власти на столь кардинальные
перемены? Премьер-министр
Дмитрий Медведев, выступая
на 108-й сессии Международной организации
труда,
обосновал это нововведение так:
«Технологический
прогресс приводит к сокращению не только
рабочих мест, но и рабочего времени, к
расширению досуга. Весьма вероятно, что
будущее – за четырехдневной рабочей
неделей как новой основой социально-трудового
контракта».
«Инициативу о введении
четырехдневной рабочей недели мы,
безусловно, поддерживаем. Такой переход
позволит людям получить большее время
для отдыха, которое они смогут провести
с семьей, потратить на самообразование
или заботу о своем здоровье, например,
пройти диспансеризацию», — приводят
слова Исаева в пресс-службе фракции
«Единая Россия». По его мнению, переход
к четырехдневной рабочей неделе должен
быть постепенным – в соответствии с
возможностями экономики и без потрясений
для работодателей.
Максимально
европейцы могут работать 48 часов в
неделю, включая все возможные сверхурочные.
Однако некоторые страны вводят свои
дополнительные ограничения. Сколько
рабочих часов в неделе в других странах?
Вот какие данные приводит «Московский
комсомолец».
В
Австрии рабочая неделя в среднем длится
около 41 часа, однако по соглашению с
работниками может увеличиться и до 60
часов. В Германии цифры примерно те же
– около 40-48 часов в неделю можно провести
на работе.
В Нидерландах как раз
практикуется 4-дневная рабочая неделя,
но (это условие нашим гражданам точно
не понравится) сидеть за станком или
компьютером придется 10 часов в
день.
Франция работает меньше всего
— около 35 часов в неделю.
На частных
предприятиях граждане США могут работать
34,6 часа.
Есть и противоположные
случаи. Так в Японии появилось отдельное
понятие — кароси — смерть от слишком
интенсивной работы. В 2000 году от кароси
умер премьер-министр Японии, трудившийся
по 12 часов каждый день.
Корреспонденты
«СОВЫ плюс» поинтересовались у
новороссийцев, как они относятся к
введению четырехдневной рабочей недели.
И вот что вышло.
Наталья Синицына, психолог:
— При четырехдневной рабочей неделе есть риск увеличения числа разводов, как ни странно это звучит. Пример: один из моих клиентов, молодой отец, постоянно сбегает из семьи на работу. Дома плачущий ребенок, невыспавшаяся жена, постоянные хлопоты. От всего этого мужчина уходит в субботу в автомастерскую, чтобы доделать двигатель клиенту. Он может это сделать и в понедельник, он успевает, но мой клиент для жены придумывает какую-то вескую причину и бежит на работу. А если остается дома в субботу, то супруги выясняют отношения.
Есть категория семей, для которых работа – некий буфер, смягчающий отношения. Вместе тяжко, а когда один из супругов на работе, не на шопинге, не с друзьями, то какие к нему претензии? Он деньги зарабатывает. Конечно, проблема выстраивания семейных отношений не снимается, она просто откладывается.
Андрей Субботин, отец троих детей:
— Если прибавится еще один выходной, то у нас будет больше семейных походов, по крайней мере, на каникулах. Потому что во время учебного года у детей свободен только один день. А наша семья любит выбраться куда-нибудь с палаткой. Мои парни благодаря этим вылазкам всему научились. Костер разводят, кашу варят, песни бардовские сочиняют. Я работаю водителем-экспедитором в одной фирме, и нас начальство иногда просит выйти за отгулы в субботу. Так что мне в четырехдневную рабочую неделю не очень-то и верится.
Инна Кравцова, владелец магазина стройматериалов:
— У меня на пятидневке сейчас только два кладовщика, продавцы работают посменно. Я не представляю, как перестроить график так, чтобы им оставить прежнюю зарплату, но сократить рабочую неделю. Реально на складе работы – на пять дней, но порой и в субботу приходится принимать товар, если поставщик задержался. Я отдельно договариваюсь с работниками по поводу этого дня. А теперь получается, мне нужно будет за пятницу платить как за работу в выходной? Но у меня в магазине нет сверхдоходов. Если новый закон войдет в силу, надо будет искать какие-то лазейки? Нас к этому подталкивают? Или придется сокращать бизнес.
Валентин Гончаренко, пенсионер:
— Вы знаете, для молодежи давно уже не существует понятия «рабочая неделя». Мой внук два года назад закончил юрфак престижного вуза, нигде устроиться не может по специальности, не берут без опыта. Он работает везде без всякой трудовой книжки. Кем угодно. Ездил с бывшими однокурсниками убирать мусор на каком-то строительном участке, лето отработал барменом в Широкой балке безвылазно. Они со сменщиком чуть ли не спали в кафе. Парню главное было заработать. Окончился сезон, внук две недели ничего не делал, тратил заработанные деньги. Теперь бегает в какой-то мебельный цех – стулья собирает. Но это опять временно. У нас нет нормальных рабочих мест для молодежи, а правительство о выходных печется.
Сюзанна Абрамян, кандидат наук, преподаватель трудового права в ГМУ им. Ушакова:
— Я пока вижу в основном минусы во введении четырехдневной рабочей недели. Работодатели не захотят терять своей прибыли. Они просто повысят нормы выработки, проценты от продаж, или же произойдет резкое снижение заработной платы. В итоге человек не будет задерживаться на каком-то определенном месте работы, усилится текучка кадров.
Ольга Варфаломеева, школьный библиотекарь:
— Вот у людей появится три свободных дня. Чем им заняться? Что у нас в городе есть для полезного досуга? Кино? Гастроли? Гастроли, конечно, есть, но билеты на «звезд» в районе 2-3 тысяч стоят. Для семьи это накладно. Мужчины начнут еще больше спиваться – будет повод продлить релаксацию.
Олег Бородин, мастер по ремонту смартфонов:
— Я работал раньше на предприятии, где мой рабочий день длился ровно восемь часов, а суббота и воскресенье были выходными. Это официально. А на деле? Когда я уходил с работы ровно в шесть вечера, мой непосредственный начальник удивленно смотрел мне вслед. Правилом хорошего тона была задержка хотя бы на полчаса. Потом меня попросили как-то выйти в субботу. Я предложил составить приказ о работе в выходной день. Начальство снова удивилось. В общем, я ушел, работаю сам на себя и не жалею.
Думаю, что с введением нового закона будет так: четыре дня оплачиваются, в пятницу люди трудятся бесплатно. Деваться им некуда. Работа в наше время – настоящая роскошь.
Светлана Добрицкая
Свежие комментарии