В лице Лины Занозиной новороссийская культура неожиданно для себя приобрела ценного театрального режиссера. Такой «подарок» прибыл из Хабаровска, обосновался в Раевской пять лет назад и прославляет станицу на подмостках разной высоты.

На вопрос как так получилось, Лина ответила фразой из «Вина из одуванчиков» Рэя Брэдбери:

— «Если ты один, то нет разницы, в каком ты городе. Ты в Париже – и ты все равно один! Если есть семья, есть мечты, талант, стремление к чему-то, то тоже разницы нет, где жить. Есть новые люди, новые мысли, новые горизонты». В общем, меня пригласили возглавить Краснодарский молодежный театр, мы с мужем проработали сезон по контракту, а потом решили уже и не уезжать с юга.

Лина окончила знаменитое театральное училище им. Бориса Щукина при театре Вахтангова. Ее муж, Алексей Ксенофонтов, востребованный театральный художник-сценограф, член гильдии театральных художников России. В Хабаровске они создали экспериментальный театр-студию актерского мастерства «Тандем». За короткое время им удалось собрать настоящую театральную труппу и войти в число лучших любительских театров Дальнего Востока.

— В чем секрет быстрого и уверенного успеха?

— Предельно серьезное, вдумчивое отношение к постановке спектаклей. Бывало, что одно обсуждение роли занимало до пяти месяцев. У нас в студии все как в настоящем театре – мы пишем тексты, музыку, шьем костюмы. Очень серьезные занятия по истории театра, сценическому движению и речи. Учим ребят в первую очередь думать, изучать характеры героев, искать смыслы, выстраивать линию поведения. Отсюда и результат.

— А что это за проект был – «Бизнес-театр»?

— О, это интересная история! Директор банка ВТБ обратился к нам с просьбой поработать с коллективом, научить грамотно общаться с клиентами, владеть ситуацией, четко доносить информацию, правильно выражать свои эмоции. Посещать наши тренинги было рекомендовано всем – от швейцара на входе до руководства банка. Итогом занятий стал полноценный спектакль в исполнении сотрудников. Проект был очень популярен. Многие руководители крупных предприятий им воспользовались, и были довольны метаморфозами, произошедшими внутри коллективов, новыми отношениями, которые складывались между людьми.

— А потом вдруг все нити обрываются, и здравствуй, Новороссийск?

— Мы никогда не обрываем нити. Это же, по сути, крепкая дружная семья. Выпускники нашей студии (а в этом году ей исполняется 22 года) уже давно распределились ровным творческим кластером от Камчатки до Москвы, Владивостока, Петербурга, станицы Раевской, где мы живем. Только теперь она называется студией театральных технологий «Тандем». Хабаровск – Новороссийск.

— Тогда уж Раевская – Хабаровск…

— А это не имеет значения. Я в своей жизни испытала всего два потрясения от театральных постановок. Первая «На дне» Владивостокского театра и второе потрясение было здесь, в Новороссийске, в 2018 году на фестивале «Театральная гавань». Вы знаете, где находится городок Глазов? Вряд ли. Этот городишко раза в четыре меньше, чем Новороссийск. Но там есть драматический театр «Парафраз», на спектакли которого едут отовсюду. Театром руководит заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Дамир Салимзянов. В Новороссийск они привезли театральную постановку по Рэю Брэдбери. Она вошла в LongList Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» в качестве одного из наиболее выдающихся российских драматических спектаклей. Я до сих пор ощущаю состояние восторга, которое пережила. Это было напряжение, в котором физически невозможно оставаться долго. Овации длились бесконечно, а после наступило молчание. Потому что слишком глубоко было задето сердце! Потом мы общались с Дамиром, которому провинциальность маленького города не мешает создавать выдающиеся шедевры. Провинция, она не вокруг. Она в голове. Не имеет значения место, надо создавать вокруг себя свое уникальное пространство.

— Лина, а как ваши дети, которых вы учите банальным ценностям – любви, дружбе, прививаете им высокие нравственные принципы, будут жить в сегодняшнем, довольно жестоком мире? Они же будут белыми воронами, цитирующими Грибоедова, копающимися в философии Достоевского и драмах Чехова. Нынче сложно встретить молодых людей, размышляющих о вопросах чести. Мне кажется, даже само понятие «честь» во всей его многогранности скоро исчезнет. И как в этом мире потребления, переваривания, испражнения и вновь поглощения они будут жить?

— Я ставила перед собой этот вопрос.

— Сумели на него ответить?

— Они не будут жить в таком мире. Их мир более широк и высок. В мире поглощения только тупики, нет горизонтов. У моих ребят они есть. И радуга есть. Настоящая. И они будут цитировать Грибоедова и понимать смысл «Горя от ума», и для них это будет счастьем. И кто-то оторвется от своей кормушки и потянется к ним, захочет говорить с ними на одном языке и займет место рядом.

«Тысячи чертей!… Как это вообще стало возможным, мой жалкий мозг не в состоянии себе вообразить. Но то, что это получилось, и получилось здорово — безусловный факт. Причем это не только мое скромное мнение (меня в восторг приводят достаточно много вещей и явлений), а профессионалы трясут руками, судорожно заглатывая воздух, и говорят: все круто с первой до последней секунды. И это все о современной постановке бессмертной русской классики «Горе от ума» Грибоедова. И состоялось это явление не в столице или ином культурном центре нашей страны, а в станице Раевской…
Слова тут бессильны — данное действо займет совершенно особенное место в копилке моих воспоминаний. Буду периодически доставать их и смаковать. Кто знает, какое будущее вас ждет, прекрасные Чацкие, Фамусовы, Молчалины, Софьи, Дарьи Дмитриевны, Собакевичи?!» — пишет в соцсети Вероника Юрченко.

«Горе от ума» с успехом прошло на многих театральных площадках страны, заняло призовые места на театральных фестивалях и с уверенными аншлагами идет на сцене городского театра Новороссийска. А у Лины все новые и новые идеи и проекты. Студийцы «Тандема» побеждают в номинации «Художественное слово» на городских, краевых и российских фестивалях. Сейчас педагоги школы «Тандема» начинают работу в детской школе искусств им. Гергиевой. В августе в Кабардинке открывается Черноморская театральная мастерская на базе санатория «Альбатрос». И все новые планы, проекты, достижения…

— Лина, а основная идея «Тандема» в чем?

— Я пыталась сформулировать ее для себя. Думаю, что это принятие. Суметь зафиксировать момент острого, пронзительного счастья быть рядом, пусть встречи коротки и нечасты, опьянеть от общения, истово радоваться, чувствуя, что управляешь временем. Тем, кто не переживал этого, не объяснить. И слова в такой близости лишние, если они – затертый текст хорошо знакомой и любимой пьесы, где начав фразу, можно быть уверенным в том, что подхватят реплику, сохраняя канву. И как бы ни менялись действующие лица, этот спектакль прекрасен. Хочу чувствовать эти моменты счастья, играть, создавая неповторимое, вечно ускользающее с самыми лучшими партнерами своей жизни.

Людмила Шалагина