На межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта 16 мая в Сочи президент России Владимир Путин много говорил об образовании и в очередной раз возбудил спокойствие наших соотечественников заявлением о дальнейшей судьбе так называемого шлейфа к учебникам. Речь зашла о рабочих тетрадях – яблоке раздора между регулятором и учителями, учителями и родителями.

Сопредседатель ОНФ Елена Шмелева, руководитель президентского образовательного центра «Сириус» в Сочи, а по совместительству доверенное лицо президента на выборах, предложила отказаться от рабочих тетрадей в пользу электронных носителей.

Вот что было сказано в ответ на это предложение: «Что касается рабочих тетрадей: учителя в соответствии и со сложившейся практикой, и с законом имеют право выбирать и учебники сами, и методики. Поэтому, действительно, вы правы абсолютно, можно лучше, больше и эффективнее использовать электронные носители и тогда не нужно будет тратиться на рабочие тетради».

Известно, что президент спонтанных заявлений не делает, особенно под прицелом объективов. Вопрос этот муссировался давно. Борьба между книгоиздателями и электронщиками за рынки сбыта разгорелась не на шутку. Да, есть о чем беспокоиться, ведь рынок немалый, в российских школах учатся около 14 млн детей. И надо полагать, что аргументы в пользу электронных пособий, представленные министром просвещения главе государства и премьер-министру, оказались весьма убедительными.

Однако до сих пор попытки создания электронных учебников весомых результатов не принесли.

История вопроса. Еще в 2012 году восторженные СМИ сообщали, что в корпорации «Роснано» изобрели электронные учебники в виде модного и безопасного планшета. Заголовок «Комсомольской правды» гласил: «Чубайс показал Путину первый русский iPad». В «Роснано» разработали для школьников новый планшетный компьютер», — сообщает федеральный телеканал. Анатолий Чубайс демонстрировал Владимиру Путину свои наноизделия, экран которых был сделан на основе так называемой электронной бумаги, то есть экран не излучает утомляющий глаза свет.

Замечательно начиналось. Даже предприятие за 700 миллионов в Зеленограде для этих целей должны были отстроить. Но к моменту выпуска первого обещанного планшетника устройство успело устареть, его выпуск отменили и запустили процесс проектирования дисплея второго поколения.

И все остановилось. Через пару лет после краха идеи А. Чубайса за ту же разработку взялся «Ростех». По словам главы корпорации С. Чемезова, устройство разработано и представляет собой двойной планшет-книжку: с одной стороны цветной экран, с другой – экран на основе «электронных чернил» для работы с текстом. Но опять же в школы оно пока не поступило.

Результатом всех этих стараний стало то, что многие российские школы начали вводить запрет на использование индивидуальных рабочих тетрадей. Данные пособия объявлены злом, пагубно сказывающимся на творческих способностях ребенка. От греха подальше.

Учителям, в свою очередь, рекомендовано развивать на своих уроках альтернативные методы преподавания. Какие?

Вот что думают об этом родители:

— В нашем классе покупка рабочих тетрадей за свой счет всех устраивала, — рассказывает мама второклассника. Мы закупали только то, что действительно нужно, и обходилось это совсем недорого. Однако на последнем собрании нам заявили, что учителю запрещается использовать в классе любые материалы, купленные родителями. Данный запрет действует даже в случае, если весь класс подпишет протокол о добровольном согласии на их приобретение. Позиция школы теперь такова, что все нужное они купят сами, а если не купят, значит это нам и не нужно. Нам было сказано, что из всех предметов решено обеспечить школьников рабочими тетрадями только по английскому языку. Это значит, что рабочих тетрадей по другим предметам со следующего года не будет. Теперь, получается, чтобы сохранить уровень подготовки по русскому и математике, нам самим придется дома дополнительно заниматься с детьми. Как обычно, наше мнение и мнение учителей никого не интересует, нам надоели уже бесконечные эксперименты над детьми, когда сначала что-то активно навязывают, а потом резко запрещают. В нынешней ситуации ходят слухи, что наезд на рабочие тетради происходит из-за тренда на продвижение электронного обучения, когда все учебники будут выкладываться в электронном виде. Вот только закупки учебных планшетов для всех учеников вряд ли кто-то собирается предусматривать, так что опять пойдем по замкнутому кругу.

А вот мнение о вреде и пользе рабочих тетрадей учителя начальной школы с 30-летним стажем:

— Грамотный педагог практически любое нововведение может обратить на пользу школьникам. Была, конечно, польза и от рабочих тетрадей – при условии их разумного использования. Дело в том, что нынешняя программа очень насыщенная, нужно успевать осваивать значительно больше материала, чем раньше. Рабочие тетради помогали экономить время, когда дети сразу заполняли ответ в печатном пособии, не переписывая все задание в тетрадь. Ни на каком творческом развитии школьников это, естественно, не сказывалось, если учитель ограничивался только этой формой работы. Но без них не будет усваиваться необходимый объем материала. Что и показывают результаты диагностических и всероссийских проверочных работ. Они в этом году удручающе плачевны.

Против бездумной отмены рабочих тетрадей в данный момент говорит еще и то, что школа выбирает по каждому предмету учебник определенного издательства. Но учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины включает в себя не только учебник, но, как правило, и рабочую тетрадь, и другие пособия, необходимые для полного и успешного освоения предмета. При запрете части пособий получается очень странная ситуация: школы сами выбрали определенный УМК, а дальше начинают дербанить его на куски: это мы покупаем, это нет, ерунда же получается. Уже никого не удивляет, что учителя распечатывают ксерокопии и сканкопии рабочих тетрадей и раздают их школьникам. Безусловно, все подобные ситуации происходят из-за экономии, которая постоянно действует в отношении нашего образования, кто бы что ни говорил. Но даже в этом случае нам не выдают ни бумагу, ни картриджи для принтеров, ни маркеры для доски. Обращаться к родителям за помощью запрещено. Некоторые педагоги давно покупают самое необходимое за свои деньги, так как их просто загнали в замкнутый круг.

Известный педагог, руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России» Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров так отреагировал на круглом столе «Россия сегодня» на эту тему: «Уровень социальной дифференциации в нашей стране такой, что, конечно, мы можем сейчас обсуждать и говорить все что угодно, но мы понимаем, что две трети детей в нашей стране в силу объективных причин пока еще не могут пользоваться электронными рабочими тетрадями».

Есть, конечно, и другие мнения. Суть их в основном сводится к фабуле: «Мы учились без таких тетрадок и не дураками выросли». Тоже аргумент. Есть школьные администраторы, которые запрещают учителям даже просто рекомендовать тетради, чтобы не провоцировать родителей на трату денег. Они ничего не рекомендуют, даже если родители предлагают что-то купить.

Вот такой творческий подход. А пока чиновники расшибают лбы, старательно исполняя наказы президента, нам, родителям, неплохо бы задуматься: может синица в руках надежней, чем тот самый далекий в перспективе журавль?

Наталья Семенова, генеральный директор «Центра социальных инициатив»