Темные углы интернета – рай для наркодилеров. Активно создаются группы, пропагандирующие наркоманию, как правило, они соединены с другими подобными. Таким образом, все киберпространство становится рынком неконтролируемой преступной торговли.

Старший помощник прокурора на транспорте Елена Сазонова возбуждала не одно дело против распространения наркотиков, их материалы свидетельствуют: любой пользователь в сети легко может найти наркотик.

— Через социальные сети вербуют и сбытчиков, поэтому так трудно бороться с наркодилерами. В поле зрения полиции попадает, в основном, последнее звено, а голова этого змея остается в недосягаемости. Недавно Ленинский суд Новороссийска рассмотрел дело в отношении Оксаны Шубиной,1985 года рождения, Дмитрия Гарбарука и Владимира Барышникова. Являясь наркоманкой, Шубина, уже ранее судимая, через интернет получила работу по сбыту запрещенных веществ. В оплату, в виде бонусов, она получала наркотики бесплатно. На кого работала – непонятно. Через интернет она получала фотографии закладок, создала организованную преступную группу, в которую вошел и ранее судимый Гарбарук. Будучи наркоманами, оба прекрасно знали местных братьев по несчастью и снабжали их отравой всякого рода. К ним обращались, как к «своим» людям, верили, что они их не кинут, как нередко бывает в соцсетях. В судебном заседании мы допросили немало покупателей, они рассказали, что Шубина брала деньги, пересылала их через киви-кошелек, и в интернете высвечивались так называемые лоты, где она выбирала нужный наркотик. Я считаю, что если закрыть свободный доступ в сети, мы можем остановить наркоманию.

— А как вышли на этих наркодилеров?

— За Шубиной уже велась слежка. Ее взяли в тот момент, когда она передавала наркотики и получала деньги. Гарбарук выполнил свою миссию – получил закладку. При обыске у них обнаружили немалое количество денег. Оба они сразу дали признательные показания: рассказали, как произошла вербовка, где брали и как распространяли наркотики. Шубина получила наказание в виде 13 лет лишения свободы, Гарбарук – 15 лет колонии строгого режима.

— А Барышников?

— Барышников не входил в их группировку. Но Шубина его привлекала, и его тоже взяли на передаче наркотических веществ. Он приговорен к 9 годам и 3 месяцам колонии строгого режима.

— Как много дел расследуется по наркотикам?

— Очень много. Только в прошлом году – 86 дел. Все сбытчики наркотиков действуют по одной схеме – через интернет.

Пару лет назад правоохранители взяли на железнодорожном вокзале гражданина Украины. Собака почувствовала наркотики, при досмотре в его сумке оказались банки для тушенки. Они показались подозрительными, так как вес не соответствовал заявленному на этикетке. При вскрытии там оказались наркотические средства. Это говорит о том, что у сбытчиков есть свои люди даже на производствах – банки были закупорены заводским методом. При обыске у задержанного изъяты записи, где и сколько он получал наркотиков, куда их надо было отвезти. Этот человек не делал закладки. Он получал большие партии наркотиков и за зарплату в 50 тысяч рублей развозил их по всей стране.

— И как все же бороться с этим злом?

— Когда-то все началось с моды на наркотики – якобы они дают свободу, раскрепощение. Теперь должна появиться новая мода – на неприятие любых видов одурманивающих веществ, на здоровый образ жизни. И напоследок вопрос для размышления: если наркотики дают свободу, то почему же людей, употребляющих их, называют зависимыми?

Людмила Шалагина