Новороссийск отметил дату, которая у половины страны отзывается ностальгическими воспоминаниями – 100-летие ВЛКСМ. Пусть комсомол в те времена был любим не всеми, но это – наша молодость и школа жизни.

Накануне мы пообщались с Николаем Михайловичем Борщом, председателем горсовета общественной некоммерческой организации «Ветераны комсомола Новороссийска», а когда-то -первым секретарем горкома комсомола

— Юбилей – просто мероприятие или живая дата?

— Конечно, живая, особенно для поколения ребят, которые были крайними комсомольцами. В 1991 году с распадом Советского Союза не стало коммунистической партии, не стало и комсомола, как ее помощника и резерва. Мы вспоминаем те времена, когда ходили в походы, прокладывали городской водопровод, траншеи рыли для освещения городского стадиона, выезжали на сельхозработы, косили сено на неудобьях. Дружили не только комсомольцы нашего города, но и края в рамках акций разного масштаба. Взять «Бескозырку» это был бум, так много людей приезжало, что порой мест в гостиницах не хватало. Что мы делали: в тупике на железнодорожном вокзале ставили вагончики и там молодежь поселяли. Главное – общение.

— Да, комсомол в Новороссийске – это, безусловно, «Бескозырка», комсомольские поляны, песни Сережи Пасечника…

— А пост № 1? Помню, его открыли, а где кормить ребят, где их одеть, где им отдыхать? Это была проблема. В конце концов, было принято решение о выделении помещения и о включении расходов на его содержание в бюджет. Заслуга комсомола – памятник-календарь на горе, цифры в 20 метров высотой и 5 шириной. И уже 45 лет их перекладывают.

«Бескозырке» в этом году 50 лет отмечали – уровень какой! Потому что патриотизм, как национальная идея, жив и будет жить. Я такого еще не видел – серьезное использование пиротехники, светоэффектные проекторы, дикторский текст. Шелуху словесную убрали, выжимки сделали, только самое главное. И по продолжительности получилось все правильно. Выступило 7 человек за 12 минут. Я всегда засекаю время, как бывший орговик.

— Бывшие комсомольские лидеры в Новороссийске и сейчас практически все на плаву – имеют хорошую работу, их имена на слуху. В чем секрет?

— Они росли по системе – октябрята, пионеры, комсомольцы. С детского возраста человек, если он активен, по этой лестнице поднимался, формировался как личность. Кто не готов к общественно-политической жизни, уходил с этой стези. Виктор Салошенко (первый секретарь новороссийского ГК ВЛКСМ, позже крайкома комсомола – прим. авт.) – кем он был? Слесарь-ремонтник, окончил училище, работал на одном из предприятий города. Но его заметили – парень с гитарой, вокруг него всегда молодежь – и предложили пойти в горком комсомола, затем дальше и дальше. И я не припомню, чтобы у кого-то из комсомольских вожаков были влиятельные родители.

Когда случился 1991 год, не все, но большинство активистов, сохранили стержень, который дал им комсомол. Мы, деды под 70 лет, по сей день встречаемся, вспоминаем интересные поездки на конференции, на съезды…

— Да что там было интересного?!
— Как что?! Собирается делегация на краевую конференцию, человек двадцать. Размещаемся в гостиницах, кто-то выступает, выставки всякие. Думаете, скукота?! А потом – шестой вопрос. На любой конференции первым вопросом был доклад, второй – отчет ревизионной комиссии, третьим, четвертым и пятым — выборы на разные форумы. А после — «шестой вопрос», то есть банкет. К 100-летию комсомола мы отпечатали приглашения на торжественное мероприятие и отдельно – на решение «шестого вопроса», потому что это дело платное.

А помните, какой большой обмен по линии БММТ «Спутник» был? Через него такие средства проходили, и никто не крал. Люди ездили и в соцстраны без проблем, и в капстраны. А к нам в Новороссийск сколько народа приезжало! И на ударные стройки направляли: на БАМ, в Сибирь.

— Ехали?

— Я в 1978 году отправил родственника своего в Тюмень, до сих пор там живет с семьей и возвращаться не собирается. Комплекс «Малая земля» тоже был комсомольской стройкой, к нам со всего края приезжали.

— Про браки комсомольские расскажите, пожалуйста.

— На тех же «полянах», на конференциях, на ленинских уроках много пар образовалось. Взять Виталика и Катю Бобро. Катя была, по-моему, секретарем или продторга, или треста ресторанов, а Виталик – комсоргом в лесном порту. (В Новороссийске все знают Екатерину Бобро, многие годы возглавлявшую кинотеатр «Нептун», и Виталия Бобро – председателя профкома лесного порта, депутата городской Думы – прим. авт.) Сережа Колодько так нашел себе жену. Савельев Вик Вик (известный в городе телевизионщик – прим. авт.) был секретарем комитета НУРФа (Новороссийское управление рефрижераторного флота, позднее – «Новороссийскрыбпром» – прим. авт.), когда встретил Ларису, она была секретарем учета.

  • А как насчет формального, лишнего?
  • Когда принимали в комсомол, обязательно спрашивали фамилии членов Политбюро ЦК КПСС. А попробуй их всех запомнить! Я был первым секретарем горкома и то думал: как бы кого не забыть, мне же стыдно не знать этих 16 человек! Не нравилась заорганизованность, надуманные мероприятия.

— Когда в городе было 26 тысяч комсомольцев и несколько сильных организаций, то кто с кем «мерился мускулами»?

— Самые крупные – Новороссийское морское пароходство, лесной порт, ВРЗ, Черноморское управление нефтепроводов, завод «Красный двигатель», СРЗ, цемкомбинат. Короче, три основные силы – моряки, цементники, портовики. Соперничества не было. Соревнование – было.

— Как создана организация «Ветераны комсомола Новороссийска»? И зачем?

— Общее собрание проводили в 2010 году, пришло человек двести. Избрали городской совет, меня – председателем. Первое время нас штрафовали за то, что мы зарплату не платим. Я семь лет ее не получаю и остальные тоже. Потом мы определились – по упрощенной форме сдаем отчет один раз в год в налоговую декларацию и отчитываемся как некоммерческая организация: была ли помощь от иностранных государств, были ли привлеченные средства из бюджета.

— А они есть?

— Мы участвует в смотре-конкурсе для социально-ориентированных организаций, побеждаем, порядка 100 тысяч в год получаем, отчитываемся. Нас проверяет контрольно-счетная палата.

— Зачем бывшие комсомольцы объединились? Ради общения?

— В том числе. При Ельцине шла речь о том, что время работы в партии и комсомоле нужно вообще убрать из рабочего стажа. Типа сидели, бездельничали. Сколько людей на этой почве рано ушли из жизни… Именно на этой почве! Когда человек нужен обществу, у него появляется стимул жить, желание крутиться, посильную помощь оказывать. Главная цель нашей организации – объединить людей. Вот у меня список, здесь почти триста человек. А сколько сочувствующих!

— Я могу вступить, тоже была комсомолкой.

— Приходите, мы вас запишем.

— А как доказать комсомольское прошлое?

— Мы на слово верим. И членские взносы не требуем. Вы просто участвуйте во всех мероприятиях. Ежегодно мы отмечаем 14 апреля создание в 1920 году Новороссийской городской организации и 29 октября – рождение ВЛКСМ. Общаемся, пляшем, викторины на знание истории проводим. Ведь комсомол не прошел бесследно, он нас сплотил, научил дружить, любить. Сейчас для молодежи самое главное – деньги. Когда меня послали в Новороссийск первым секретарем, жена спросила: «А какая там зарплата?» Я ответил: «Не знаю».

Ирина Большакова

В конце октября 2018 года на здании на улице Советов, 22, где с 1970 по 1991 год работал Новороссийский городской комитет ВЛКСМ, открыли памятную доску.