Ольга Васильева, министр просвещения РФ, заверила нас через СМИ, что решения по цифровизации российской школы будут приняты «только после того, как мы получим результаты наших исследований о влиянии гаджетов на здоровье детей, изучим международный опыт».

Но уже в июне 2018 года в правительство передана первая версия национального проекта по образованию. Среди основных целей – начало цифровизации школьной программы, на что заложено 83 млрд рублей. Итак, проект «Цифровая школа» запущен. Завершение его планируется к 2025 году. Департамент Москвы взялся за реализацию проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) с перспективой дальнейшего распространения по всей стране.

Цифровой учебник – это не просто pdf-версия бумажного учебника, это компьютерная программа, которая дает возможность копирования выбранной информации, ее редактирования и распечатки без выхода из самого учебника. Это аудиоинформация, например, распознавание птиц по их пению, демонстрация лабораторных работ с пошаговым разъяснением и прочее.

Дети почти единогласно голосуют за такие нововведения, справедливо считая, что поиск дополнительных материалов в электронном учебнике проще некуда. Кроме того, роль учителя при контроле знаний может снизиться, ведь такой формат учебника предполагает и электронное тестирование, и оценивание результатов машиной. Все это должно, по мнению ученого сообщества, повысить мотивацию детей.

Педагоги и книгоиздатели смотрят на это с некоторым скепсисом. Во-первых, дело предполагают организовать так, что лидером и основным поставщиком учебников такого формата станет монопольно издательство «Просвещение». А всякая монополизация приводит к стагнации и через несколько лет придется думать, как разнообразить внедренный электронный контент.

А во-вторых, в стране один миллион педагогов с очень непростым отношением к современным девайсам. Преподаватели среди основных претензий к электронной форме указывают на отсутствие единого подхода к подбору иллюстрированного материала, неполный его охват, слабое использование графических возможностей компьютера в подаче такого материала.

И как можно следить за состоянием здоровья обучаемого? Проблемы видятся даже не в снижении зрения, а в работе мозжечка. Изображение на гаджете или компьютере динамично, воспроизводится попиксельно с высокой частотой, глаз на таких частотах не реагирует, а вот мозжечок… Последствия – быстрая утомляемость, раздражительность, головокружения и головная боль и т. д. Преподаватели считают, что не стоит усердствовать в применении электронных форм.

Еще одна проблема: компьютерная и интернет-зависимость. Последствия ее выражены в неумении современных подростков общаться с людьми в реальной жизни. Это уже данность, которую мы наблюдаем повсеместно. Получается, что, с одной стороны, мы призываем бороться с зависимостью, а с другой стороны, втягиваем детей в сетевые проекты. И придя домой, многие ученики бегут за компьютер. Как результат – часы, проведенные за компьютерными устройствами, намного превышают нормы СанПиН.

И последнее. Уже с младенчества дети познают мир через виртуальную реальность. Насколько это плохо, пока не понятно, но убого – точно. У человека пять органов чувств, а в виртуальной реальности мы ощущаем объект в лучшем случае двумя. Остальные атрофируются? Интересно, а что думают по этому поводу родители?

Уважаемые читатели! Свои мысли и рассуждения направляйте по адресу: ул. Революции 1905 года, 21 или по электронной почте lavkastudent@mail.ru

Генеральный директор «Центра социальных инициатив» Наталья Семенова

фото: интернет