Ради скоростной магистрали принесут в жертву пять гектаров Цемесской рощи. Вопрос практически решенный. Сейчас идет сбор предложений новороссийцев, которые обещано учесть в проекте.
В конце июня на совещании с представителями «Автодора» в Геленджике губернатор Кубани Вениамин Кондратьев сделал однозначное заявление по поводу строительства скоростной магистрали «Цемдолина – улица Портовая»: «Мы обещали эту дорогу жителям и не можем их подвести. Объездная трасса необходима Новороссийску». Руководитель ГК «Автодор» сообщил, что проект магистрали уже разработан, «был представлен на международных форумах, инвесторы за ним внимательно следят».
На брифинге, который в июле прошел в городской библиотеке Новороссийска, специалисты горадминистрации и депутаты поддержали проект, приведя свои аргументы в его пользу.
Ирина Панченко, начальник отдела экологического контроля администрации:
Наша задача – сделать так, чтобы и дорога была построена, и роща оказалась защищена. Городу жизненно важно и то, и другое. Чтобы Новороссийск ничего не потерял, а только выиграл, в проекте необходимо предусмотреть компенсационные и охранные мероприятия: гидрологические работы, установку шумо- и пылезащитных экранов, рекультивацию новых участков рощи взамен изъятых. У нас есть участки, которыми ранее пользовался водоканал, а также другая земля, под гаражами, которую мы планируем засадить молодым лесом. Другими словами, есть уникальный шанс извлечь пользу для Цемесской рощи из этого проекта. Возможно, это даже выровняет экологический баланс памятника природы.
Александр Филатов, главный инженер проектной организации «Инжпроектстрой»:
— При эксплуатации дороги воздействие на рощу будет минимальное. Там, где трасса по касательной захватывает край зеленого массива, планируется возвести эстакадные участки, то есть дорога пройдет над деревьями. Кроме того, появился инвестор, который готов заложить средства в проектную документацию на мероприятия по сохранению памятника природы. Речь идет о компенсационных высадках, поверхностном водоотводе с территории рощи, приведении в порядок ее гибнущих участков, об экологически чистом сбросе вод с дороги, о пыле- и шумозащите и прочих важных нюансах.
Участники брифинга резюмировали: Новороссийску в равной степени необходимы и новая автодорога, и Цемесская роща. Предложения по сохранности и восстановлению памятника природы, выдвинутые экологической общественностью и специалистами, будут учтены при разработке раздела проекта по охране окружающей среды.
Если проект пройдет государственную экологическую экспертизу и попадет в федеральную программу, то строительство автодороги может начаться уже в 2019 году, как неоднократно подчеркивал заместитель главы города Дмитрий Агапов. В результате большегрузный транспорт пойдет в объезд центра Новороссийска – от границы Гайдука и Цемдолины до места нынешнего строительства авторазвязки на Сухумском шоссе, фактически в сердцевину морского торгового порта. Улицу Магистральную трасса будет пересекать также на эстакадном участке.
С намерением разобраться в ситуации новороссийцы шли на общественные слушания, которые состоялись в бывшем кинотеатре «Украина» 18 июля. К сожалению, проведение этого важнейшего для города мероприятия широко не анонсировалось. Даже в постановлении главы города о слушаниях не было указано ни место, ни время их проведения. Но людей в душный зал набилось очень много. Большинство были ошарашены жестким регламентом, который предложил Дмитрий Агапов – 40 минут на все.
Главный специалист НИИ прикладной и экспериментальной экологии Кубанского аграрного университета Ольга Шумакова рассказала собравшимся, как в городе плохо с экологией: «Городская транспортная инфраструктура Новороссийска исчерпала свои ресурсы еще в 2007–2008 гг., при этом с указанного периода времени количество автотранспорта значительно возросло. На 20-40% он состоит из грузовых автомобилей, третья часть из них – очень тяжелые. Особенно неблагоприятные условия движения сложились на улично-дорожной сети, которая связывает федеральные дороги М-4 «Дон» и М-25 «Новороссийск – Керченский пролив». По существующей схеме связь с портами осуществляется по улицам: Магистральная, Сакко и Ванцетти, Судостальская, Анапское и Сухумское шоссе, а также по дороге территориального значения Цемдолина – Кирилловка – Мефодиевка, которая используется, как объездная. Из-за низкой пропускной способности магистралей в центре города возникают заторы перед перекрестками, резкое снижение скорости, на отдельных участках до 5-10 км/час. В городе сложилась тяжелая экологическая обстановка. Шум и загазованность во много раз превышают предельно допустимые нормы, очень высока аварийность. Учитывая, что для Новороссийска автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха, развитие транспортной инфраструктуры имеет первостепенное значение. Поэтому строительство новой автомобильной дороги «Цемдолина – ул. Портовая» жизненно необходимо для города».
Далее было рассказано, в каком плохом состоянии памятник природы «Цемесская роща», как она захламлена и заболочена, часть территории уже не нуждается в особой охране, потому что перестала быть культурно-эстетической.
— Я против вырубки леса, — сказал Дмитрий Агапов. – Рассматривались все возможные варианты, но многие в наших условиях осуществить нельзя.
Задавали вопросы о тяжелых металлах, которые будут оседать в этой части города, о денежных компенсациях за гаражи, которые предназначены под снос, совсем не в тему о перспективах расширения улицы Видова. Неожиданно регламент слушаний закончился. Как ни просил член экологического Совета при главе города Антон Попович, слово ему так и не дали.
Редакция «СОВЫ плюс» обратилась за комментарием к другому члену экосовета при главе Татьяне Трибрат, которая на публичных слушаниях тоже была лишена возможности высказаться.
— Новороссийцы, которые сейчас голосуют за корректировку границ Цемесской рощи, могут подписать приговор ей и фактически всей центральной части города, которую зеленый массив отделяет от промзоны, защищает от пыли, грязи, вредных выбросов, шума, — говорит Татьяна Григорьевна. – Я полагаюсь на мнение профессиональных экологов: Вениамина Голубитченко, Антона Поповича, Раисы Смоляр, Анны Корчагиной. Все они утверждают, что эти пять гектаров – настоящий живой лес. Сотрудники краснодарского НИИ, готовившие обоснование его изъятия из особо охраняемой природной территории, в качестве аргумента говорят о заболачивании этого участка. Но он и должен периодически заболачиваться, ведь это пойменный лес. Никто из разработчиков проекта дороги не удосужился просчитать все риски. Что будет, если у рощи заберут этот кусок? Если она начнет гибнуть, то пострадают не только лесной виноград, белоцветник, несколько видов орхидей и другие краснокнижные. Ухудшая положение рощи, мы ухудшаем и свое собственное положение. Мы говорили о возможном ущербе экологии с представителями городской администрации и услышали в ответ: такой исход не доказан. Но не доказано и то, что строительство дороги не обречет всю рощу на тихое вымирание. Подрядчик просто обязан был сделать необходимые обследования, чтобы доказать, что после этой стройки зеленому массиву в центре города «будет хорошо» или, по крайней мере, не слишком плохо.
Новороссийские экологи за объездную дорогу, она необходима, чтобы освободить жителей Мефодиевки от большегрузов. Идея витает уже лет десять, больше других заинтересован в магистрали НМТП.
— Порт выкупил территорию бывшего вагоноремонтного завода, а она примыкает к Цемесской роще, — поясняет Татьяна Трибрат. – Автомагистраль можно было пустить над новой территорией порта, на эстакадах. Так делают в цивилизованных странах. Я говорила об этом с представителями городской администрации. В ответ услышала, что проект, захватывающий рощу, уже готов и его никто не будет переделывать. Это дополнительные деньги и время. Я бы слишком строго не судила нашу администрацию, ведь решение принимается на более высоком уровне. Общественные слушания – только один элемент государственной экспертизы. Предстоит еще согласование с Минприроды, и я не представляю, как возможно такое. Если проект все-таки согласуют, то городской власти и нам всем надо приложить гигантские усилия, чтобы подрядчик выполнил обещанные компенсационные меры. К проекту нужно подключить серьезные экологические структуры, гидрологические организации. От точности и слаженности их работы зависит то, как много потеряет природа, как много потеряем все мы.
В связи с этими событиями возникает вопрос. Сегодня город дает согласие на изъятие пяти гектаров рощи под глобальный проект «Автодора». Где гарантия, что завтра в Новороссийск не придет мощный инвестор с еще более амбициозным проектом, который пообещает много всего замечательного взамен на очередные 5-10 гектаров. А потом появится еще один…
За последнее время в Новороссийск пришло уже несколько таких, как нам обещали, «суперчистых» проектов. И теперь мы удивляемся – а что это постоянно воняет?!
Ирина Большакова, Светлана Александрова
Свежие комментарии