Елена Акимова, руководитель художественной студии «Рыжая лиса», всегда в окружении детей. Что-то рассказывает, утирает им носы, дает единственно правильные советы. Со стороны поражаешься – как на все хватает терпения, сил и любви?
С педагогами повезло
Бабушка взяла пятилетнюю Леночку за руку и отвела в Тульский художественный музей, в студию известного художника Валентины Курковой.
- Эта студия находилась в подвале музея, в хранилище картин. Помню высокие стены и потолки со сводами. Мне всегда казалось, что я нахожусь в старинном замке, и я – принцесса. Валентина Георгиевна всячески поддерживала наши фантазии, вместе с нами играла в принцев и принцесс, а заодно учила нас рисовать и думать. Мне, конечно, безгранично повезло. Уже позже, когда мы разбирали направления в искусстве, то поднимались в музейные залы и по реальной живописи изучали тему. Вот так она и вырастила половину группы художниками, которые сделали творчество основной профессией. После окончания школы она рекомендовала меня в художественную студию, а потом, одной из первых, я организовала в Туле творческую студию для детей от четырех лет, — рассказывает Елена.
Вот с этим багажом Валентина Георгиевна и направила меня в московский Университет Российской академии образования, на первый экспериментальный курс гениального педагога, художника, лауреата государственной премии, члена-корреспондента Академии педагогических наук Бориса Неменского. Борис Михайлович по всей стране искал уже работающих педагогов, на базе художественных студий которых создал школьную программу по рисованию. Сегодня по стране работают школы Неменского, по его методикам учат рисовать детей не только в России, но и за рубежом. Мы были первыми. Курс состоял из студентов от 18 до 40 лет. Мы все работали и проверяли теорию Неменского на своих учениках. Идея Бориса Михайловича заключалась в том, что искусство окружает нас повсюду. Это и тарелка на кухне, и троллейбус, в котором мы едем, и даже каша, которую по утрам подает мама. Мы живем в окружении искусства. Ребенок приходит на урок еще и для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, приобрести опыт, который необходим ему для жизни.
Как появилась «Рыжая лиса»
В Новороссийск Лена попала случайно – приехала с друзьями на море и осталась. Она не первая и не последняя, на кого Новороссийск влияет судьбоносно. Муж не сопротивлялся. Лена работала дизайнером, осуществила несколько любопытных проектов, но ее постоянно будоражила мысль, что надо заняться любимым делом – создавать свою студию.
— Начала я с названия. Села за компьютер и начала забивать все приходящие на ум названия художественных студий. Что ни наберу — уже где-то есть. Неделю мучилась, пока не «выстрелило» – «Рыжая лиса»! Начинала с небольшого количества деток разного возраста, потом сформировались группы. Сейчас студия крепко стоит на ногах, мы осуществляем потрясающие проекты! В этом году впервые представили свой творческий цикл «Жизнь в сказке» широкому кругу – выставились в арт-галерее.
— А что за дети приходят?
— Дети замечательные! Но не они приходят, их приводят мамы и папы.
— Родители уверены, что их дети непременно станут гениальными художниками?
— И они не ошибаются. У кого-то малыши с пеленок поют, другие в три года уже читают, третьи родились математиками. Да все крошки – умницы! В таком возрасте важно открыть в ребенке творца. Малыш не очень-то разбирается в мыслях и чувствах, рисунки рассказывают о нем больше, чем он сам.
— А какие у юных художников мечты?
— Помнишь, Катерина в «Грозе» спрашивала: «Почему люди не летают, как птицы? Вот так бы взмахнула крыльями и…» Я тоже в детстве мечтала об этом. Взрослые забывают, как это делается, а дети летают в своих рисунках и снах. Я как-то дала задание нарисовать свою мечту – половина студии летала. Без крыльев, без самолетов. Играли в небе с облаками, целовали солнышко. Это ведь здорово!
Что несем в кладовую жизни
- Часто мамочки интересуются: в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством?
- В любом. А лучше, если до его появления родителя ходят в картинную галерею, листают альбомы по искусству, посещают концерты классической музыки.
— Так что ли с рождения начнем рассказывать младенцу биографии художников?
— Разговор не об этом. В первую очередь – «воспитание глаза». Устраивайте дома выставки репродукций (интернет дает безграничные возможности), время от времени обращайте внимание малыша на картину: «Смотри, какая девочка. Видишь, что у нее в руках? Это зонтик. А зачем ей нужен зонтик?» — и так далее. Поверьте, это очень полезно. Воспитание на лучших образцах изобразительного искусства – залог хорошего вкуса. У нас много прекрасных художников-иллюстраторов, книжки с их работами до последнего листочка интересны. И пытайтесь водить малыша на выставки. Подлинную живопись ничто заменить не может. Воображение питается памятью, впечатления детства становятся потом опытом.
Художники в памперсах
На занятиях у Елены всегда шумно. Детвора вечно суетится, бурно обсуждает задания. В длинных рубахах ниже колена они все такие милые и смешные.
— Эта униформа взята от моего педагога Валентины Георгиевны – старая папина рубашка, надетая задом наперед. Ничего лучшего еще не придумано. Главное – они домой чистыми возвращаются. Обязательно существует переменка, дети выкладывают принесенные с собой печенюшки и пряники, начинается чаепитие за разговорами. А как без этого? Иногда мне кажется, что эти минуты даже важнее предыдущих занятий. Пообщаются, а потом с новыми силами такие шедевры выдают, что диву даешься!
— «Рыжая лиса» только рисованием занимается?
— Мы лепим, вышиваем, расписываем народную куклу, занимаемся бумагопластикой, кукол делаем… В проекте – театральная студия, где дети будут создавать по своим эскизам кукол, декорации, костюмы. А потом мы будем показывать спектакли. Не меньше сил уйдет и на создание студии мультипликации.
Я собрала сильную творческую команду, работаю в паре с профессиональным психологом. Художники в памперсах такое создают своими ладошками и пальчиками, что их будущее обещает быть блестящим. Главное, чтобы мамочки тоже на себя униформу надевали и понимали, что именно от нас зависит качество той кладовой, которая ляжет в основу дальнейшей жизни детей.
Людмила Шалагина
Свежие комментарии