Отгремели фанфары XIX Международной книжной ярмарки Non/fiction, что ежегодно проходит в Москве в Центральном доме художника на Крымском валу традиционно с 29 ноября по 3 декабря. Это самое значительное событие года и для читателей, и для издательств, которых на сей раз было более трехсот! В одном пространстве разместились и лидеры книжной индустрии, и региональные, и зарубежные издательства из 26 стран. Масштаб форума выражался не только в разнообразии и объеме представленной на прилавках литературы, но и в том, насколько глубоко можно было погрузиться в суть происходящих перемен.
Тридцать тысяч плюс сливки общества
Отсутствие официоза, толп журналистов, но при этом большое количество известных в медийном и научном пространстве людей, которые абсолютно доступны для свободного общения. Любой желающий может вступить в диалог с главой государственного телеканала Константином Эрнстом, с владельцем крупнейшего издательства «Эксмо» Олегом Новиковым, с меценатом Ириной Прохоровой или общественным деятелем Натальей Солженицыной. Где-то рядом культовый художник Никас Сафронов и не менее культовый писатель Дмитрий Быков. Все они здесь среди нас – женщин в свитерах с катышками, мужчин в стиле «охотник из тайги», современных тургеневских девушек с рюкзаками и молодых людей, выдравших себя из-за компа ради нон/фикшн. «Самая очаровательная и уютная ярмарка России», — так ее охарактеризовал заместитель руководителя «Роспечати» Владимир Григорьев. Точней и не скажешь.
30 тысяч посетителей – такую цифру в отчетах дают организаторы. И это только те, кто приобрел билеты. А ведь были еще участники мероприятий – авторы, критики, агенты и переводчики. Толпы народа, что в будний день, что в выходной.
Эхо выстрелов «Авроры» неслось по всем площадкам
Каждая выставка традиционно посвящается какой-нибудь теме. Non/fiction № 19 проходила под знаком 100-летия Октябрьской революции или октябрьского переворота 1917 года, это уж кому как удобно. На разных площадках авторы и критики пытались дать осмысленную оценку произошедшему век назад историческому событию, перевернувшему целый мир, понять степень внимания государства к его освещению.
К сожалению, кроме двух прошедших по центральным телеканалам сериалов о Троцком и Ленине, да еще скандально прославившегося фильма «Матильда», по оценкам историков, весьма далеких от реальности, участникам дебатов и обсуждать было нечего. Пробел этот с лихвой заполнили писатели разных стилей и направлений. Свои творения они представляли на презентациях и «круглых столах», которые проходили на нескольких площадках одновременно, превращая выставку в безостановочный интеллектуальный марафон.
Пожалуй, самым запоминающимся оказалось 1 декабря. В этот день «Новое литературное обозрение» отмечало свое 25-летие. С утра и до восьми часов вечера главный редактор издательства Ирина Дмитриевна Прохорова интервьюировала одного за другим авторов новых документальных работ на исторические и публицистические темы. А в перерывах между мероприятиями и в минуты ожидания гостей, Прохорова, так сказать, конферансировала, как она сама назвала свои экспромт-монологи на тему судьбоносности русских революций и последовавших за ними социологических взломов: «Поскольку тема столетия революции яркая, а серьезных дебатов в нашем обществе так и не было, то это симптом неблагополучия общества. Мы, каждый, так или иначе — продукт этой революции, как бы мы ни рядились в какие-то этичные тоги. Почему произошло крушение царской России, что произошло потом, требует детального осмысления».
Все же в центре праздника была не Прохорова, а ее гости. Самыми запоминающимися из них стал Борис Колоницкий с его глубочайшим исследованием «Товарищ Керенский»: антимонархическая революция и формирование культа «вождя народа». Через «биографическое» измерение Керенского автор исследует пути формирования авторитета революционного вождя. Роль этого человека в судьбе России оказалась не только значительной, но и апокалиптичной. Почему именно Керенского история стремительно подняла на гребень своей волны и также стремительно сбросила? На этот вопрос Колоницкий отвечает своей книгой. По мнению представителей экспертного сообщества, эта работа стала лучшей за последний год из того, что вышло по данной тематике.
«Умом Россию не понять». Но попытаться — надо
Серия книг под объединенным названием «Что такое Россия» — попытка дать широкому кругу читателей качественное знание истории. Ведь книги написаны не писателями, а популярными исследователями. Пока издано пять книг. На мой взгляд, следует обратить особое внимание на три из них.
Хронологически начинает серию книга Евгения Анисимова «Петр Первый: благо или зло для России?». Петром I автор занимается всю жизнь. Но уникальность конкретной книги в том, что она выстроена как вымышленный разговор почитателя Петра и оппонента Петра. Причем и с той, и с другой стороны аргументы очень глубокие и веские. Так что в конце книги понимаешь, что нет государя «плохого» или «хорошего», а есть причинно-следственные связи, а через них лучше осознаешь, откуда взялись многие проблемы современности.
Повествование Амирана Урушадзе под названием «Кавказская война. Семь историй» открывает новый взгляд на эту территорию конфликтов через личные переживания различных персонажей от горца и казака до имама Шамиля и Николая I. Очень драматичные сюжеты, как и драматична вся история Северного Кавказа.
Еще одна важная книга — «Хозяин земли русской? Самодержавие и бюрократия в эпоху модерна» Кирилла Соловьева. Известный факт (когда Николай II при переписи населения в графе «род занятий» написал «хозяин земли русской») лег в название книги не случайно. Несмотря на кажущуюся неограниченность властных ресурсов самодержца, российская бюрократия пронизала все сферы жизни страны и стала в этот период поистине всесильна. А основной причиной этому послужило отсутствие сдерживающих ее правовых институтов. Весьма актуальный взгляд на события столетней давности.
И еще одно своевременное исследование Ивана Куриллы «Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США». Любовь и ненависть в межгосударственных отношениях уже давно не дают покоя обеим странам. Названия глав книги говорят о ее содержании: «Зеркала. Образ Америки в России и образ России в Америке», «Почему Россия ругает Америку, но хочет ею стать» или «США и модернизация России». Главная мысль автора заключается в сходстве России и Америки. Убеждение Ивана Куриллы во многом противоречит взгляду оскароносного Оливера Стоуна в его полной версии «Интервью с Владимиром Путиным», которая также была представлена на выставке лично автором.
Моральное беспокойство. А как без него?
На паблик-ток с культовым режиссером Андреем Звягинцевым и кинокритиком Антоном Долиным пришло столько почитателей, что зал не вмещал даже стоящих людей. Некоторым пришлось сидеть на полу. Антон Долин начал беседу с представления книги Звягинцева «Дыхание камня». Разговор постепенно перетек в обсуждение его последнего фильма «Нелюбовь», премированного Каннским кинофестивалем, поскольку впечатления от работы над этой кинолентой в книгу режиссера не вошли. «На фильмы Звягинцева нападают, называют их морализаторскими потому, что они ставят перед выбором», — считает Долин и вспоминает знаменитую «Елену», где сталкиваются два мира — капиталистический, презирающий обитателей московского Бирюлева, и мир «хамов», ненавидящих богачей.
«Российская аудитория нередко называет моих героев чудовищами, я читал рецензии в Instagram на мои фильмы. Что ж, агрессивность — это примета времени, в котором мы используем другого человека как средство достижения целей. Нас раздражают вопросы морального беспокойства, когда надо думать о том, что надо сделать самому, чтобы жизнь наконец наладилась… Это нормально. Но я бы хотел, чтобы зрители проявили сочувствие к моим героям и попытались понять их, внимательно отнеслись к поворотам их судьбы», — реагирует Звягинцев. Об авторе, его жизненных и творческих принципах читайте в книге «Дыхание камня».
«Не все то лебедь, что торчит над водой»
О других приметах времени говорится в новой книге Михаила Веллера «Подумать только!..». Под одной обложкой объединены разные авторские эфиры на радиостанции «Эхо Москвы». Со свойственным только ему тонким чувством юмора и таким же чувством ответственности за сказанное, Веллер делится мыслями о нас, о них, о жизни, о себе. Многие фразы из книги уже стали крылатыми: «Ребята, ну надо же иногда включать мозги», «Чем выше забор, тем крепче дружба», «Не все то лебедь, что торчит над водой». А эта его укоризна: «Ну что вы, честное слово!». Живая экспрессивная речь, когда мысль едва поспевает за словом плюс энциклопедические знания автора — и от книги невозможно оторваться. Так всегда бывает с Веллером: ждешь от него одного, а получаешь нечто другое. Вот и на презентации автор говорил не о вышедшей уже книге «Подумать только!..», а о запланированной к выходу в будущем году «Веритофобии». Так что ждем.
Книга Петра Авена «Время Березовского» буквально с конвейера сошла на прилавки выставки и сразу стала хитом продаж. Во-первых, потому что личность автора весьма неоднозначна: ученый-экономист Петр Авен имеет титул реформатора 90-х, мецената и главы «Альфа-банка». А во-вторых, личность БАБ весьма символична. Почему именно он собрал в себе важные черты своего времени – времени становления второго российского капитализма? Этот вопрос автор книги обсуждает с двумя десятками людей, хорошо знавших Березовского в разные периоды его жизни. Среди собеседников автора – Валентин Юмашев и Александр Волошин, Михаил Фридман и Анатолий Чубайс, Сергей Доренко и Владимир Познер. У каждого из них собственная версия ответа на вопрос.
Забыть не получится
По большому счету, все перечисленные и другие представленные на ярмарке издания говорят о том, что мы, хотим этого или нет, но являемся наследниками той самой Великой Октябрьской. Ведь все, что произошло после нее и происходит сейчас, является результатом действий ее потомков. Книжный форум ярко показал, насколько мы увлечены этой «настройкой оптики видения» государственной драмы под названием Октябрьская революция. Затушевывание вопроса о значении революции, как предупреждали участники выставки, приведет к тому, что мы и дальше будем разбегаться по идеологическим баррикадам, теряя свою коллективную и индивидуальную идентичность. Именно поэтому работники разных цехов социального знания — и писатели, и историки, и журналисты, и лингвисты — так настойчивы в поиске консенсуса. Очень важно сейчас иметь площадку для общения профессионалов книжного бизнеса, литераторов и самых обыкновенных читателей. Такой площадкой в 2017 году стала Non/fiction № 19.
Свежие комментарии